Легкая, элегантная и по-французски красивая история о том, насколько легко мы готовы смириться с тем, что общество посмотрит на нас с неодобрением. Маленькая провокация большого кино
Раздосадованная очередным нелицеприятным телефонным разговором со своим бывшим мужем и нынешним партнером по адвокатской деятельности, Диана уходит и оставляет свой мобильник в ресторане. Спустя несколько часов на ее домашний номер звонит незнакомец, который предлагает вернуть мобильник в обмен на совместный кофе. Диане напористый спаситель кажется весьма интересным, веселым и галантным – почему бы и не встретиться. Вот только скрыть шок во время знакомства с Александром ей не удается – в мужчине всего 140 сантиметров. За пару дней знакомства Диана понимает, что в маленьком теле скрыт большой человек с огромным сердцем, но можно ли в этом убедить своих родных, близких и коллег по работе? Да и сама Диана готова ли на всю жизнь связать себя с карликом?
Когда российские законотворцы берутся за очередное изменение в порядке часовых поясов, за переименование милиции в полицию и внутренних войск в национальную гвардию или за запрет биткойнов, кружевных трусов и квадрокоптеров, обыватель обычно раздраженно пожимает плечами и устало язвит: «Ну, все остальные проблемы в стране решены, отчего бы не заняться регламентацией трусов». Но что удручает в реальной жизни, то в искусстве является метафорой, от которой могут идти долгие круги по воде, нужно всего лишь шире взглянуть на поднятый вопрос.
На первый взгляд может показаться, что французы со своей «Любовью не по размеру» сошли с ума – у них стадионы захватывают террористы, а они фильмы снимают про проблемы лилипута, которого всерьез не хочет воспринимать даже любимая женщина. Но в том-то и фокус настоящего кино – малюсенький Жан Дюжарден на самом деле демонстрирует огромную проблему толерантности, краеугольного камня современной Объединенной Европы. И проблема эта очень проста – все готовы принимать и уступать наплыву мигрантов и беженцев, готовы предоставить равные права геям, готовы поддерживать любые социальные поборы, но только до тех пор, пока это не коснется их лично.
А «Любовь не по размеру» – это именно про личное. Авторы фильма намеренно отсекли любые другие тонкие места: в фильме нет ни арабов, ни чернокожих, на равных с белыми наводнивших Париж, все персонажи исключительно гетеросексуальны, все обеспечены и уверены в будущем. Почва для конфликтов и недоразумений только одна – слишком маленький рост главного героя. Нарушение работы гипофиза при этом не делает Александра ущербным, не уродует его, не лишает каких-то радостей жизни, не влияет ни на физическое здоровье, ни на ум – просто он маленький. А как бы Франция ни была толерантна, принять это могут не все.
Разумеется, картина Лорана Тирара – это вовсе не политическая или социальная манифестация, не гневная тирада в адрес зашоренного общества, не крик души. Это романтическая комедия, причем весьма предсказуемая и снятая по всем правилам жанра. Но, как говорится, сказка ложь, да в ней намек. Авторов, несомненно, волнует то, на какой почве в обществе расцветает нетерпимость, что скрывается за злыми шутками и способны ли чувства растопить лед ненависти. Причем весьма удачной является демонстрация мотивов обеих сторон – в фильме не только обижают маленьких, маленький здесь может за себя постоять, хотя чести ему многие поступки и не делают.
Впрочем, зрители вполне могут отложить глубокомысленные рассуждения о месте в обществе любых «не таких» на потом, ведь «Любовь не по размеру» дает возможность и отдохнуть. Кино получилось достаточно смешным, пусть временами юмор и переходит некоторые границы, оно изобретательно снято, а в главных ролях картины заняты феноменально обаятельные актеры. Жан Дюжарден продолжает удивлять своей многогранностью и умением выступать одинаково уверенно в самых разных жанрах, а Виржини Эфира способна заставить влюбиться в себя даже самого черствого циника.
Конечно, столь сложную визуально картину за скромные европейские деньги пришлось снимать с минимальными компьютерными ухищрениями, и диспропорции героев в разных сценах очень заметны, но это лишь сильнее закрепляет в уме зрителя образы – он маленький, но уверенно стоящий на ногах, она большая, но мнительная. Возможна ли любовь между столь разными людьми? Конечно, возможна – это же французская комедия с непременным хеппи-эндом. Но что еще более важно – возможна не только любовь двух людей, но и полноценная жизнь человека, отличающегося от других, в здоровом обществе. На этом и стоит Европа, которая и вправду скоро сможет забыть о проблемах любых меньшинств, мнимых и реальных.
С 12 мая в кино.