Очень посредственный ужастик, берущий перспективную идею «группового» сонного паралича и уродующий ее ленивым и банальным подходом
Очень посредственный ужастик, берущий перспективную идею «группового» сонного паралича и уродующий ее ленивым и банальным подходом.
Когда Элис (Мэгги Кью) было шесть лет, она увидела смерть своего брата – тот ночью выпал из окна. Мальчик вел себя так, будто рядом с ним кто-то был, и Элис посвятила свою жизнь изучению такого явления, как сонный паралич. Теперь она работает в институте сна, и очередными ее пациентами становится целая семья из четырех человек – недавно у них погиб младший ребенок, после чего всех четверых начали мучить ночные кошмары. Элис соглашается им помочь, но вскоре понимает, что это не обычное расстройство сна – ее пациентов и правда преследует какая-то потусторонняя сила.
В самом существовании плохих фильмов ужасов нет ничего удивительного, но каждый раз удивляешься, как их авторам – особенно тем, кто располагает какими-никакими ресурсами и приличным по жанровым меркам бюджетом, – удается упрямо не замечать ущербность своего проекта, а прокатчикам – делать вид, что все нормально, все так и надо, и все, чего не хватало репертуару кинотеатров – это вот такого вот беззубого, безыдейного и бесполезного хоррора, как «Сламбер».
В основе картины лежит такое загадочное и эффектное явление, как сонный паралич – состояние, когда жертва просыпается посреди ночи, но не может ни пошевелиться, ни заговорить. При этом человек в сознании и очень часто испытывает невероятные приступы страха, в ходе которых ему кажется, будто рядом с ним есть какая-то темная сила. Авторы «Сламбера» сделали вполне логичный шаг и пошли на поводу у мистической теории, что у сонного паралича и правда есть «темный аватар» – некий монстр по имени Ночница. Звучит неплохо, но то, как создатели ленты распорядились многообещающей идеей, разочаровывает.
Интересно, что классический сонный паралич здесь лишь часть развлекательной программы, одновременно демон воздействует на остальных членов семьи своей жертвы, но кардинально иным образом. Они синхронно встают и в бессознательном состоянии отправляются гулять по дому – глава семьи баюкает воображаемого младенца, его жена в ванной ужасается выпадающим зубам, а их дочь берет садовые ножницы и отправляется к своим игрушкам, чтобы порезать их в лоскуты. Почему так происходит? Кто их, демонов, разберет, хотя, надо отдать должное авторам, синхронное погружение в самостоятельные кошмары целой семьи выглядит интригующе.
Пока эти четверо гуляют во сне, за ними якобы неусыпно следят по видеокамерам Элис и ее коллега – доктор Малкольм в исполнении Уильяма Хоупа. Якобы – потому что эти двое на каждом шагу проявляют чудеса непрофессионализма. Например, увидев по мониторам во время ночного дежурства, что один из пациентов куда-то исчез, Малкольм отправляется его искать и параллельно просит Элис, «пока его нет», сходить принести им по кофе – тем самым оставив остальных подопечных без наблюдения. Действительно, впереди всего лишь вся ночь, когда выпадет другой шанс сходить за кофе! А в другой сцене, когда на Элис нападают и чуть не убивают, просмотреть видеозапись того, что этому предшествовало, женщина почему-то догадывается только на следующий день. Все эти сценарные косяки хорошо заметны и вкупе с общей предсказуемостью и неоригинальностью сюжета (естественно, помогать Элис согласится только эксцентричный гуру а-ля «Полтергейст») серьезно расстраивают.
Ближе к финалу «Сламбер» становится совсем невнятным и скучным – режиссер Джонатан Хопкинс, до этого работавший исключительно в коротком метре, по «спринтерской» привычке выкладывает все свои козыри на стол еще в первой трети фильма и дальше как заведенный раз за разом повторяет одни и те же приемы и ситуации. Финал же не выдерживает никакой критики – ни на один ключевой вопрос не дано ответа и даже судьба центральных героев остается туманной. И это не хитрый сюжетный ход, а банальная профнепригодность сценаристов, которые либо не заметили кучу висящих хвостов, либо – и это хуже! – попросту махнули на них рукой, набросив на зияющие дыры застиранным покрывалом банальнейший и ничего не объясняющий твист.
С 11 января в кино.