Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Малобюджетные фильмы 2022 года, которые оказались лучше блокбастеров

Дороже не всегда значит лучше. Собрали 7 картин уходящего года, которые не могут похвастаться большими бюджетами, но оказались гораздо увлекательнее своих более дорогих побратимов. 

Добавить в закладки
Малобюджетные фильмы 2022 года, которые оказались лучше блокбастеров

«Криминальный город 2» ($8 500 000)/«Быстрее пули» ($85 900 000)

Дон-сок Ма в роли Ма Сок-то на кадре из фильма «Криминальный город 2»

Дон-сок Ма в роли Ма Сок-то на кадре из фильма «Криминальный город 2»

Два боевика, оба на азиатском материале и оба же «гостевые». В одном американцы с европейцами стараются не умереть в скоростном поезде Токио – Киото, в другом корейские полицейские пытаются вершить правосудие во Вьетнаме. Сходствами и различиями можно жонглировать сколько угодно, благо и тех и других здесь немало, но проще сосредоточиться на исполнителях главных ролей. На одной чаше весов глянцевый Бред Питт, голливудская суперзвезда, которой зачем-то дали реплики наёмного убийцы, а на другой — брутальнейший Ма Дон-сок, сеульский полицейский, по которому сразу видно, что ему не терпится кому-нибудь что-нибудь сломать. И одного этого будто бы достаточно, чтобы сделать правильный выбор фильма на вечер.

Конечно, и «Криминальный город 2», и «Быстрее пули» — это прежде всего аттракцион, где во главу угла ставится экшен. И наверняка над голливудским фильмом работала целая команда хореографов боёв, а у каждой звезды было по дублёру. Но иногда даже на самых лихих аттракционах глаз требует хотя бы минимальной достоверности. И вот тут при прочих равных Ма Дон-сок укладывает Бреда Питта на обе лопатки.

«Сверхъестественное. Знаки» (<$2 000 000$)/«Нет» ($68 000 000)

Джастин Бенсон в роли Ливая на кадре из фильма «Сверхъестественное. Знаки»

Джастин Бенсон в роли Ливая на кадре из фильма «Сверхъестественное. Знаки»

И «Сверхъестественное. Знаки», и «Нет» — фильмы о столкновении с непознаваемым. Но там, где Джордан Пил бесконечно долго и угрожающе замахивается, чтобы в конце концов сообщить, что удара и не планировалось и вообще на самом деле фильм о природе кинематографа, о расизме, об ангелах в конце концов, о чём угодно, только не о пришельцах, там дуэт Бенсона и Мурхеда честно вгрызается непосредственно в неведомого гостя из других миров. И хотя «Знаки» — картина, конечно, тоже о чём-то большем, о вечном i want to believe, но сюжет при этом не растекается, за каждым «А» идёт своё «Б», никаких перескоков сразу на «В», «Г» или «Д».

Режиссёры не страдают мегаломанией и откусывают ровно столько, сколько могут проглотить. Строго увязывая содержание с формой, Бенсон и Мурхед даже не выводят действие за пределы съёмной квартирки на окраине Лос-Анджелеса. Как результат — вероятно, самый собранный и компактный фильм 2022 года, охотно разворачивающийся в прекрасный цветок перед каждым, кто готов искать истину на чердаке.

«Нептун Фрост»(<$3 000 000)/«Чёрная Пантера: Ваканда навсегда» ($250 000 000)

Элвис Нгабо в роли Нептуна на кадре из фильма «Нептун Фрост»

Элвис Нгабо в роли Нептуна на кадре из фильма «Нептун Фрост»

Первая «Чёрная Пантера» была для Marvel, как ни крути, прорывом: во-первых, по уровню драматичности происходящего, не зря картину номинировали на «Оскар», а во-вторых — и это уже был прорыв не столько для Marvel, сколько для кино в целом, — афрофутуризм вырвался на волю и явил себя миру. В 2022 году, когда стало ясно, что ничего нового мировой культуре Ваканда уже не подарит, а будет лишь оплакивать славное прошлое, вышел другой прорывной афрофутуристический фильм, «Нептун Фрост».

По сюжету шахтёры из Руанды с помощью компьютерных технологий на грани магии поднимают мятеж против эксплуатирующей их корпорации. Периодически действо соскальзывает в мюзикл, Эзра Миллер как продюсер только прибавляет проекту безумия, в рамках же приличия его удерживает за последние годы перешедший в раздел живых классиков Лин-Мануэль Миранда. В режиссёрах же числится рэпер Сол Уильямс, «Нептун Фрост» — его дебют. Кому как, но со стороны кажется, что о такой изобретательной и лихой репрезентации можно только мечтать.

«Кровавое Рождество» (<$2 000 000)/«Хэллоуин заканчивается»($20 000 000)

Абрахам Бенбури в роли Санты на кадре из фильма «Кровавое Рождество»

Абрахам Бенбури в роли Санты на кадре из фильма «Кровавое Рождество»

Так уж вышло, что образцовый слэшер в 2022 году был рождественским. Причём у «Кровавого Рождества» есть две особенности, делающие картину на голову выше любых «новогодних» предшественников. Во-первых, Санта-Клаус у Бегоса не настоящий, а роботизированная разработка американских военных, а во-вторых, хоть смертей в фильме и предостаточно, но родители не умирают на глазах у детей, а дети — на глазах у родителей. Такая неожиданная нежность к чувствам переживающих за атмосферу праздника зрителей не может не подкупать. Плюс прекрасный саундтрек, плюс потрясающая кислотно-неоновая цветовая гамма, плюс сами убийства замечательные, как и общая концепция перехода мамблкора в мамблгор, — в общем, у Бегоса получилось идеальное кино.

Чего нельзя сказать о фильме Дэвида Гордона Грина: третий «Хэллоуин», несмотря на бюджет аж в 20 миллионов долларов, выглядит как сделанная впопыхах на коленке бэшка. Первая часть трилогии была хороша, Майклу Майерсу очень пошёл студийный лоск, вторая вызывала вопросы, однако казалось, что ответы будут даны в заключительной главе. Но финал трилогии ломает через колено как сюжетные арки предыдущих частей, так и характеры персонажей, взамен предлагая что-то совсем невразумительное и оставляя зрителя в явном недоумении с вопросами о том, что это вообще было и зачем. Можно только порадоваться, что режиссёры, для которых слэшеры — действительно любимый жанр, продолжают работать, жаль только, что Гордон Грин к ним не относится. И теперь тревожно за ремейк «Изгоняющего дьявола», которым режиссёр занялся после «Хэллоуинов».

«Солнце моё»(<$3 000 000)/«Время Армагеддона» ($15 000 000)

Пол Мескал на кадре из фильма «Солнце мое»

Пол Мескал на кадре из фильма «Солнце мое»

«Солнце моё» — одна их самых душераздирающих картин о детстве не только за 2022 год, но и за последние лет 20. Всего неделя турецких каникул с отцом будет отзываться у Софи щемящими душу воспоминаниями всю оставшуюся жизнь. В основу сценария дебютантки Шарлотты Уэллс легло собственное детство и аналогичный отдых с собственным отцом. Точно так же в 2022 году и именитый кинематографист Джеймс Грей решил показать миру кусочек автобиографии, его «Время Армагеддона» — это несколько месяцев жизни еврейского мальчика в Куинсе 1980-х.

Но где Уэллс заставляет сердце зрителя обливаться кровью, там Грей просто перечисляет приметы нью-йоркского детства того периода: избрание Рейгана, обязательная школьная экскурсия в музей Гуггенхейма, страх ядерной войны. Возможно, подобное может затронуть какие-то особые струны души ньюйоркцев, но издалека кажется, что картина — воспроизведение серости, выплата долга самому себе сорокалетней давности. И режиссёру подобное сведение счётов гораздо интереснее, чем зрителю. 

«Казахи против Пришельцев» (<$2 000 000)/«Аватар: Путь воды» ($350 000 000)

Кадр из фильма «Казахи против пришельцев»

Кадр из фильма «Казахи против пришельцев»

Многие бы не глядя отдали звание сай-фая года новому «Аватару», но мы предлагаем вам обратить внимание на картину «Казахи против Пришельцев». Уникальная смесь «Людей в чёрном» и «Секретных материалов» в декорациях современной Алма-Аты смотрится гораздо свежее и увлекательнее, чем трёхчасовые танцы с волками на Пандоре. Да, графика несопоставима, да и затраты на рекламу тоже, безусловно, мир в целом пойдёт по пути воды, а не тропой алма-атинского департамента по защите от инопланетян, но имеющий уши да услышит. В конце концов «Аватаров» у нас три впереди и два позади, а казахстанские «Люди в чёрном» (пока) одни такие.

«Варвар» ($4 500 000$)/«Морбиус» ($75 000 000)

Джорджина Кэмпбелл в роли Тессы на кадре из фильма «Варвар»

Джорджина Кэмпбелл в роли Тессы на кадре из фильма «Варвар»

Главный жанровый прорыв 2022 года — это, безусловно, дебют актёра Зака Креггера как самостоятельного режиссёра с airbnb-хоррором «Варвар». Закрученный сюжет, действительно пугающие эффекты, правда, очень странная структура, но ладно, это только дебют. Отдельно хочется отметить Джастина Лонга, прекрасного актёра, который, за редкими исключениями (вроде «Кометы»), снимается во всякой ерунде, но с «Варваром» ему вновь повезло: с «Бивнем», конечно, не сравнится, но ЭйДжей — одна из лучших ролей Лонга. В общем, картину Креггера действительно есть за что любить, так что есть повод ждать его нового фильма.

Чего же ждать нет повода, так это следующего проекта Даниэля Эспинозы, автора «Морбиуса». Режиссёр раз за разом выпускает огромные бюджеты в трубу («Номер 44», «Живое»), но по каким-то неведомым причинам ему снова и снова доверяют очень большие деньги. Таким же провалом, как и два предыдущих фильма, для Эспинозы стал «Морбиус», попытка Sony зайти на территорию супергеройского хоррора. Картина поражает не только непродуманным сценарием, но и крайне скверными спецэффектами, впрочем, недостаточно плохими, чтобы сделать из них что-то мемное. Так что если «Морбиус» чем-то и останется в истории, то только стыдным пунктом в фильмографии Джареда Лето: актер почти всегда очень тщательно подбирает роли, но уже второй раз обжигается на супергероике. Можно сказать, что в этом году Лето и Лонг поменялись местами. Вероятно, и Эспинозе, и вокалисту 30 Seconds to Mars стоит поработать с бюджетами раз в 10-20 поскромнее, как, например, у «Варвара». 

Текст: Владимир Бурдыгин
1 комментарий
А
Спасибо за такую интересную подборку!
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?