Недавно режиссёр Эдгар Райт попросил Мартина Скорсезе составить список лучших британских фильмов. Именитый режиссёр в ответ назвал 50 картин разных лет, которые, на его взгляд, заслуживают больше внимания, чем получают. Целиком список вы можете прочесть, например, вот здесь, а мы собрали для вас 10 самых заметных картин из него.
Недавно режиссёр Эдгар Райт попросил Мартина Скорсезе составить список лучших британских фильмов. Именитый режиссёр в ответ назвал 50 картин разных лет, которые, на его взгляд, заслуживают больше внимания, чем получают. Целиком список вы можете прочесть, например, вот здесь, а мы собрали для вас 10 самых заметных картин из него.
Режиссёр Джек Клейтон стоял у истоков движения «рассерженных молодых людей», зародившегося на театральных подмостках и позже успешно штурмовавшего кино: его «Путь в высшее общество» — хрестоматийное кино этой новой британской волны. Правда, сразу после своего первого (и, не считая экранизации «Великого Гэтсби», главного) хита он несколько сменил творческие ориентиры. Его следующая работа, «Невинные» — экранизация романа Генри Джеймса, того самого, на книгах которого основаны «Призраки усадьбы Блай».
Это история о молодой девушке, которая устраивается гувернанткой в большое поместье, где живут две сироты — на вид чрезвычайно милые и воспитанные, но что- то явно скрывающие. Британское кино тех лет вообще любило сюжеты о жутких детях, и «Невинные» — лишь один из самых ярких примеров подобных историй.
Судя по списку, Скорсезе очень нравятся фильмы Hammer — британской студии, специализировавшейся на хоррорах и в каком-то смысле подобравшей эстафету главных мастеров ужасов мирового кино вслед за Universal. Именно благодаря её фильмам мы сегодня знаем о Кристофере Ли и Питере Кушинге, она же не дала сгинуть в анналах истории классическим готическим персонажам вроде Дракулы и Франкенштейна.
«Вкус страха» — пожалуй, главная работа Сета Холта, талантливого жанрового режиссёра, слишком рано ушедшего из жизни. Этот образцовый параноидальный триллер рассказывает о парализованной девушке, которая приезжает в дом к своему отцу-миллионеру. Правда, на месте обнаруживается, что отца там нет. Новая жена родителя говорит, что тот уехал, но всё выглядит слишком подозрительно. А один раз то ли в видении, то ли в реальности героиня и вовсе видит труп отца в летнем домике.
Сегодня об этом легко забыть, но британцы в середине прошлого века вообще очень любили снимать хорроры. «Чума зомби» Джона Диллинга интересна в первую очередь тем, что эта картина вышла за два года до «Ночи живых мертвецов» Ромеро — то есть до того, как слово «зомби» и образ оживших мертвецов вошли в культурный код мирового кинематографа. До Ромеро понятие «зомби» было крепко связано с гаитянской магией Вуду: у Диллинга герои как раз сражаются не с буквально живыми трупами, а с людьми, порабощёнными неким землевладельцем, недавно вернувшимся с Гаити. И всё же кто знает, может, если бы не «Чума зомби» (и другие фильмы, эксплуатирующие тему магии Вуду), никакой «Ночи живых мертвецов» бы и не было.
Где-то в 40-х мировое кино всерьёз заинтересовалось идеями психоанализа — начали появляться триллеры, где главное было спрятано в недоступных воспоминаниях героев, в их бессознательном. Об этом был «Заворожённый» Хичкока с его сюрреалистичной сценой сна, созданной самим Сальвадором Дали. И об этом же «Седьмая вуаль» — драма о том, как психолог пытается разобраться в травме Франчески Каннингем, некогда прославленной пианистки, попытавшейся покончить жизнь самоубийством. В 47-м фильм получил статуэтку «Оскара» за лучший оригинальный сценарий, обойдя «Дурную славу» того же Хичкока.
После 70-х студия Hammer начала медленно угасать — их готические хорроры не выдерживали конкуренции с новыми ужасами Джорджа Ромеро, Тоуба Хупера и иже с ними. Так что пришлось идти на риски и удивлять эксцентричными сюжетами с известными персонажами. Самый, пожалуй, любопытный пример — «Доктор Джекилл и сестра Хайд», интерпретация легендарного романа Роберта Льюиса Стивенсона, в которой главный герой превращается не в злобного человека-зверя (как в книге), а в… женскую версию самого себя. Смелая даже по сегодняшним меркам картина о противостоянии анимы и анимуса — а уж для 71-го и вовсе шокирующая.
Хоррор Питера Ньюбрука — жанрового оператора, в качестве режиссёра сделавшего всего одну картину, — в каком-то смысле продолжает тему «Подглядывающего», одного из самых известных представителей британских фильмов ужасов. В нём главный герой пытался запечатлеть на камеру то, что люди испытывают перед смертью. В «Духе мертвеца» протагонист, фотограф-экспериментатор из XIX века, ставит перед собой ещё более амбициозную задачу — поймать в объектив человеческую «душу». Для этого он снимает, как тонут его жена и сын, после чего всё глубже отдаётся своей нездоровой одержимости. Его цель — обрести бессмертие.
Джозеф Лоузи — один из самых интересных британских авторов XX века, который в 71-м за своего «Посредника» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. В его фильмографии есть самые разные работы — от криминальных драм с Аленом Делоном («Месье Кляйн») до ремейков классики Фрица Ланга («М»). «Проклятые» — мистический триллер о трёх бедолагах, которые оказываются на секретной военной базе, где обитают странные дети (вспоминаем «Невинных»), что-то скрывающие и говорящие жуткие вещи: мол, после встречи с ними ещё никто не выживал. Не совсем понятно, почему из всех картин Лоузи Мартин Скорсезе выбрал именно эту — далеко не самую очевидную, зато вышедшую всего за год до главного шедевра британского режиссёра, «Слуги». Но спорить не будем: Скорсезе виднее.
Кино, снятое, можно сказать, по горячим следам — драма 1950 года, осмысляющая послевоенную травму британской нации и заодно проливающая свет на криминогенную обстановку в ещё не оправившемся от войны Лондоне. «Синяя лампа», чей сценарий написал бывший полицейский Т.И.Б. Кларк, рассказывает о том, как копы старой закалки оказываются не готовы к новому поколению бандитов, жестоких и беспринципных. Это реалистичный взгляд на лондонское подполье, одновременно очень приземлённое и стильное кино (в нём заметно влияние как британского соцреализма, так и нуара), которое, помимо прочего, открыло миру талант Дирка Богарда — одного из главных английских актёров 60-70-х.
Сегодня Дэвид Лин, двукратный оскаровский лауреат, больше известен по эпическим масштабным драмам — «Мосту через реку Квай» и, конечно, «Лоуренсу Аравийскому». Но ещё до своих главных работ режиссёр снимал отличное кино. Мартин Скорсезе из всей его фильмографии отметил «Звуковой барьер» — военную драму о жизни лётчиков и инженеров, пытающихся создать сверхзвуковой самолёт. Для этой картины Лин настолько глубоко погрузился в тему авиации, что многие называют её «полудокументальной»: несмотря на то что сюжет полностью выдуман, здесь огромное внимание уделено деталям, предметам быта, реальным историческим фактам.
Научно-фантастический хоррор 1955 года, чей сюжет подозрительно напоминает недавний российский «Спутник» (возможно, вовсе не «Чужим» вдохновлялся режиссёр Егор Абраменко). Здесь тоже на Землю прилетает ракета с космонавтами, двое из которых погибают, а третий оказывается носителем ужасного космического паразита. Он сбегает из-под стражи, и теперь доктор Бернард Куотермасс должен остановить инопланетного захватчика, пока тот не стал причиной глобальной катастрофы. «Эксперимент Куотермасса» вырос из одноимённого телесериала и, в свою очередь, породил целую киносерию — вслед за первым фильмом вышли «Куотермасс 2» и «Куотермасс и колодец». Мартину Скорсезе, кстати, нравится вся франшиза целиком.