Из немедля вышедших в прокат фильмов XXIV ММКФ все-таки "Госфорд-парк" заслуживает отдельного внимания. "Просветление" забавно, но слишком уж легковесно, ему до действительного просвета - как до конца тоннеля. "Роковая женщина" чувствительна, но слишком уж меркантильна и предсказуема. Впрочем, фильм Олтмена тоже весьма предсказуем.
Мы смотрели его с сестрой-близнецом, так она сразу догадалась, кто нож воткнул, а я - кто убил в натуре. Почти одномоментно мы сказали это друг другу. Можно еще ничего не знать про мотивы и способы, но при минимальном опыте чтения детективных романов интуиция не подводит. Сестра заявила, вообще вижу все такое каждое воскресенье в "Чисто английских убийствах". Под серии гладить приятно, но зачем билеты покупать? Так что вряд ли Олтмен снимал стилизацию детектива или даже пародию на него, как написали многие. Для пародии это чересчур занудно в своих бесконечных подробностях, которые так и не прекращаются после убийства.
С другой стороны, жизнь английской аристократии 1932 года цветет, пышней некуда. В принципе Олтмен довел демонстрацию сословных ритуалов на тысячелетних газонах до полного совершенства. Его многофигурная композиция работает, как часовой механизм, от дождливой погоды до "Испано-Сюизы", от охоты до файф-о-клока, от резонерства старой герцогини до незапланированной беременности ее внучатой племянницы, и неслучайно ускорения, перевертыша, взрыва так и не происходит. Несмотря на действительно педалированно снятые "подозрения" - кража ножа, ноги убийцы, домашний концерт, когда все, как обычно, вроде бы друг друга видели, но кого-то все-таки не было, да и разгадка, в конце концов - ничего не меняется. Совершенство важней пародии, если для полноты его даже понадобилось неотъемлемое сословие прислуги. Роли слуг исполняют актеры, не менее знаменитые, чем сыгравшие господ. В числе первых - Хелен Миррен, Алан Бейтс, Ричард Грант, Эмили Уотсон, а вторых - Майкл Гэмбон, Мэгги Смит, Боб Балабан, Кристин Скотт Томас.
Впрочем, отсутствие сословного конфликта тоже не ново. Все это было шестьдесят лет назад в "Правилах игры" Ренуара, с которых откровенно, как бы удостоверяя преемственность, скопирована сцена охоты. Только в "Правилах игры" в связи со случайным убийством перевертыш все же происходил, разрушая элегичность в кадре и подчеркивая элегию как жанр, а "Госфорд-парк" - не элегия так же, как не пародия. Фильм снимал Олтмен, который как начал с социальных мелодрам, так ими, судя по всему, закончит. Мелодрама трудно определима в "Нэшвилле" или "Прет-а-порте" именно потому, что социума там много, но теперь Олтмен постарел, и все гармонизировалось. Чему надо было вылезти, то и вылезло.
Только приоткрывая разгадку, можно заметить, что вся проблема - в деторождении, в его, если отбросить ханжество, немеханической, естественной природе при таком совершенстве сословного механизма. При всем честном народе в кадре вообще нет маленьких детей. Слуги, конечно, умней господ, но все равно им хватает ума только на то, чтобы скрыть преступление. Двое самых умных из них и, кстати, самых породистых (Келли Макдональд и Райан Филип), не взирая на всю любовь, когда сам бог велел плодиться и размножаться, благополучно разъезжаются, согласно статусу. То есть Англия 1932 года - лишь пример социального механизма, который при любом совершенстве абсолютно бесплоден. И чем больше ты вписан в социум, тем меньше ты плодоносишь. Пачкать пеленки, галдеть и приставать с вопросами никто тебе не будет.
Столь сентиментальный смысл "Госфорд-парка" свидетельствует о том, что сам Олтмен давно уже дедушка. Но присутствие хоть какого-то смысла выгодно отличает фильм от других жанровых поделок минувшего фестиваля, и обусловившее его занудство можно счесть как недостатком, так и скрытым достоинством.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.