Рецензия на фильм «Небесный капитан и Мир будущего»
Еще весной казалось, что ничего новей и кинематографичней "Бессмертных: Войны миров" /Immortel (ad vitam)/ (2004) довольно долго не будет. Однако "Небесный капитан и Мир будущего" -- это совсем то, ради чего кино есть сегодня и всегда. Кино -- это когда мир все время меняется, и никто ничего не боится. Таким оно было задумано сто лет назад у Луи Фейада и Джо Мэя, Перл Уайт и Дугласа Фэрбэнкса в "Фантомасе", "Индийской гробнице", "Опасных приключениях Полины", "Знаке Зорро".
Задумка расцвела в Золотой век кинематографа – в 30-е годы, когда пришел звук, а потом пришел цвет, и усталые люди без денег и работы выкраивали по центу, только чтобы темнота кино поражала их воображение. Тогда, в 30-е годы, возникли новые режиссеры, не боявшиеся все время придумывать что-то с техническими новинками, каждый кадр делать аттракционом, а сам просмотр – приключением. Когда в приключение включались все, режиссер становился великим. Новый сегодняшний режиссер, фанат комиксов и спецэффектов, дебютант Керри Конран в "Небесном капитане…" сделал все, ровно то же самое. Он снова родил кино в свете прихода компьютерной графики, потому что она у него не левая – она у него в кино вписанная, родная.
Почти черно-белая картинка и дирижабль "Гиндербург" в небе Нью-Йорка, швартующийся к Эмпайр Стэйт Билдинг – что точней отнесет в 30-е? Седовласый ученый на борту дирижабля в окружении людей в форме, говорящих по-немецки – что напряженней для начала приключений? Пассажиры сходят по трапу, протянутому по небу, седовласый пишет записку: "За мной следят. Все кончено. Спасите их". И без всяких слюней тут же стильная белокурая Гвинет Пэлтроу-журналистка сочиняет статью про пропажу великих ученых. Огромный кабинет, пишущая машинка, за спиной журналистки – пояснительная надпись. Тоже все дьявольски знакомо. А пропавших уже пятеро, и, мало того, возникает посылочка от шестого с указанием места встречи. Все рискованно, главный редактор против, но, конечно, они скоро встретятся и, конечно, в кинематографе. Разыгрывается трагедия. Перед тем как стать шестой жертвой, еще один седовласый успевает отдать Гвинет пару блестящих капсул, способных погубить мир, и назвать имя: "Тотенкопф". Какой-такой Тотенкопф (в переводе – Мертвая голова, кстати, одна из эсэсовских дивизий), журналистке еще интересней, вот она – страшная тайна, но в тот же самый момент, тоже без всякой раскачки, на Нью-Йорк начинается чье-то вероломное нападение. Чье? Откуда? Быстродействие – офигительное.
Летят в небе самолеты – как японцы на Перл-Харбор – и, только налетев и снижаясь, из самолетов вдруг превращаются в монстров: в металлических монстров высотой с 10-этажный дом. Паника, люди бегут, машины бьются, роботы шагают по Бродвею, Пэлтроу фотографирует. Фотоаппарат – такой же идол 30-х, как летчики и авиация. Так что неслучайно воевать с нашествием роботов будет один-единственный солдат, но это сам Джуд Лоу. На Небесного капитана, разумеется, молились, и он всех, конечно, перехитрил. Все еще быстрее, а заодно из-под гигантских металлических ног Пэлтроу углядела капитанский самолетик и тут же кое-что вспомнила. Когда-то они были сумасшедшими любовниками, но со своим помощником, гениальным ученым типа скромный авиатехник в замасленном комбинезоне (Джованни Рибизи), Джуд Лоу еще занимался как раз тайнами и отслеживанием всяких-разных нашествий. Так что… Короче, чего только дальше ни будет происходить: откачка налетчиками полезных ископаемых во всех месторождениях планеты, высший пилотаж на крошечном кукурузнике по улицам Нью-Йорка – чисто Чкалов, – драки и похищения, путешествие в Гималаи, шахты и взрывы, Шангри-Ла и таинственный остров, небесный авианосец и космический корабль. Все – "вдруг" и весь мир – "впервые". Будут еще солидный Майкл Гэмбон, одноглазая Анджелина Джоли и даже мифический Лоуренс Оливье – лучший актер XX столетия. Кем же еще ему быть, как не властелином мира? Оторваться практически невозможно: у тайны последовательно присутствуют "семь печатей", и характер она носит апокалиптический.
Весь гротесково-комиксовый сюжет Керри Конран придумал не с потолка. Каждый кадр "Небесного капитана", будучи оригинальным супер-современным живым, почти неотличимым от натуры, рисунком с натуральными артистами, привязан к поре расцвета комиксов и опять же к истории кино. Ведь "живое" кино 30-х было, пожалуй, более ненатурально, а тут каждый кадр еще и "хорошо воспитан" и ценен не только сам по себе, но в роду, по происхождению. Язвительные реплики, решительные поступки, острые ракурсы, вся манера монтажа и композиции кадра – как именно рука тянулась к ремешку фотоаппарата, застрявшего в водостоке, как в Шангри-Ла мир стал цветным строго по системе "Техниколор", даже слегка (искусственно) выщербленные зубки Пэлтроу – оттуда, из 30-х. Кое-кто начал поругивать актеров за излишнюю драматизацию, на самом деле это лишь стилизация тогдашней манеры игры. Пэлтроу работает, допустим, под Барбару Стэнвик с такой же прической в таких же костюмах – хотя бы из "Горького чая генерала Йена". Джуд Лоу – вылитый Шарль Буайе ("Все это и небо впридачу" /All This, and Heaven Too/ (1940)). От постоянных ассоциаций не успеваешь отмахиваться – изображенное происходящее последовательно вызывает в памяти "Кинг Конга" /King Kong/ (1933), "Его девушку пятницу" /His Girl Friday/ (1940), "Летчика-испытателя" /Test Pilot/ (1938), "Иностранного корреспондента" /Foreign Correspondent/ (1940), ту же "Индийскую гробницу" /Indian Tomb, The/ (1959) (знаменитый римейк), "Они встретились в Бомбее" /They Met in Bombay/ (1941), "Парень по имени Джо" /Guy Named Joe, A/ (1943) и прочая, и прочая. Почти ни разу Конран не позволил себе необоснованных предположений о Мире будущего, за исключением парочки слишком утрированных рисунков, видной лишь опытному взгляду. Его фильм абсолютно аристократичен в своем жанре.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.