Боевик "Не брать живым" с Мэттом Дэймоном от снявшего двух "Борнов" Пола Гринграсса рассказывает о том, как решалась судьба Ирака в первые дни оккупации Багдада.
По дымящемуся от недавних бомбардировок Багдаду в поисках оружия массового поражения мечется группа круглолицего лейтенанта армии США Миллера (Мэтт Дэймон). Победа еще кружит головы, эти забавные иракцы еще рады избавлению от Саддама, ушедшие в подполье усатые генералы-бааасисты пока надеются, что американцы не решатся целиком списать старую власть со счетов. Одна проблема: оружие массового поражения бесследно испарилось и вопрос "что мы тут делаем" все настойчивей тревожит Миллера. Скоро, вместе с пулями, взрывами и ударами от своих и чужих, на лейтенанта посыпятся ответы. Захватив иракского заговорщика и блокнот с адресами и явками, он оказывается в центре столкновения ЦРУ и Пентагона, чьи разногласия по поводу будущего Ирака дошли до откровенной войны. А лейтенант-правдоискатель рискует в этом столкновении расстаться с жизнью.
Трудно себе представить более трогательный фильм про войну в Ираке, чем "Не брать живым" – словно ядерные отходы тут сброшены предрассудки, банальности и безумные фантазии Америки, связанные с этой историей. Как это вышло, понять трудно – перекроить в боевик документальный бестселлер "Имперская жизнь в Изумрудном городе: Внутри иракской Зеленой зоны" Раджива Чандрасекарана, бывшего шефа багдадского бюро газеты Washington Post, доверили Брайану Хелгелэнду, писавшему для «Гнева» /Man on Fire/ (2004), «Таинственной реки» /Mystic River/ (2003) и «Секретов Лос-Анджелеса» /L.A. Confidential/ (1997). Просто – щелк! – и на иракской земле здравый смысл ему отказал, а сделавший двух "Борнов" режиссер Пол Гринграсс, ничуть не смутившись, решил, что это хороший материал для "Борна в Ираке".
Гринграсс – умный режиссер, поэтому чувство, что тебя засасывает в мусоросборник, появляется не сразу. Энергичная дрожащая камера, пышные дымящиеся развалины Багдада, мужественные радиопереговоры "Дельта, Дельта, ответьте Альфе" и очень правдоподобный хаос обещают захватывающие конспирологические гонки на руинах горящего старого мира. Замечательный Брендан Глисон («Залечь на дно в Брюгге» /In Bruges/ (2008)) в роли мудрого усталого цеэрушника обладает такой харизмой, что хочется доверить ему жизнь и пароль от почты, а не то что два часа времени.
Но вскоре начинаешь замечать, что плохие иракцы – тучные негодяи, а хорошие – испуганно машут тонкими ручками (презирать тех, кого пытаешься защитить – частое недомогание интеллектуалов-леваков). Что интрига с честным лейтенантом, который пытается расстроить планы Пентагона, больше похожа на схватку Остина Пауэрса с доктором Зло, чем на попытку разобраться, что тогда происходило возле прохладных бассейнов Зеленый зоны, в самом центре задыхающегося без воды Багдада. И что громко прокричав "Оружия массового поражения не было!" и "Операцией руководили идиоты!", Гринграсс забыл разъяснить, почему так вышло.
Если и удается удержать этот оккупационный балаган в рамках приличий, то благодаря Мэтту Дэймону. Почему-то он очень убедительно выглядит в полевой военной форме, даже когда совершает поступки, за которыми в любой армии следует трибунал.
Следить за тем, как его Миллер нарушает приказы и субординацию довольно увлекательно – это честное лицо способно даже нездоровый пафос "Не брать живым" превратить в историю о том, как Америка переходила от одних заблуждений к другим, всякий раз искренне и имея самые лучшие намерения.