В честь дня рождения звезды спин-оффа «Игры престолов» мы решили пройтись по его короткой, но насыщенной фильмографии. Собрали 7 отличных ролей Смита, которые наглядно демонстируют, почему из него получился настолько хороший Деймон Таргариен — или, напротив, доказывают, что актер может играть и совсем других персонажей.
До того как стать Деймоном Таргариеном, Мэтт был в основном известен по роли одиннадцатой реинкарнации Доктора в сериале «Доктор Кто». Удивительно, насколько два главных персонажа в его фильмографии диаметрально противоположны друг другу. Доктор — ультимативно положительный герой: порой саркастичный, но всегда добродушный пришелец, который готов спасать мир раз за разом, несмотря ни на что. Ничего даже близко похожего на жестокую социопатию Деймона в сериале он не демонстрирует. Отличный показатель большого актерского диапазона Смита.
В потрясающем сериале о жизни королевы Елизаветы Мэтт Смит играет молодого принца Филиппа, мужа монархини. В каком-то смысле эта роль — маленькая тренировка перед «Домом Дракона»: еще до того, как величественной поступью войти в Королевскую Гавань, актер примерял на себя тяжелую аристократическую ношу. Правда, в его принце Филиппе при всем желании сложно узнать будущего Таргариена. Смит потрясающе играет человека, который власти особенно никогда не хотел и тяжело переживает внезапно свалившуюся ответственность — быть частью самой известной в мире семьи.
Режиссер Эдгар Райт раньше многих заметил «темную» сторону Смита. В «Прошлой ночью в Сохо» у актера, можно сказать, две роли. Сначала он играет обворожительного харизматика, музыкального агента, который может помочь главной героине стать звездой сцены. Затем — кошмарного абьюзера, продающего доверчивую девушку богатым клиентам. Довольно радикальная смена характера благодаря Смиту происходит без запинки: актер одновременно органичен и как симпатичный денди, и как почти что монстр-убийца из слэшеров, преследующий героиню по жутким лондонским переулкам. Эта дуальность потом перейдет по наследству и Деймону Таргариену: тот тоже может в одной сцене ни за что убить жену, а в другой — сиять обаянием и завоевывать сердца зрителей.
В фильмографии Мэтта Смита есть и бессмертные герои-пришельцы, и величественные монархи, и отчаянные негодяи. А вот обыкновенных людей он играет довольно редко. «Опасные секреты» — одно из таких исключений. Здесь Смит предстает в образе реального журналиста Мартина Брайта, который в 2003 году раскрыл нелегальные совместные операции американской и британской разведки. В фильме, надо сказать, собрался очень колоритный актерский состав: Мэтту приходится делить экран с Кирой Найтли, Мэттью Гудом и Рэйфом Файнсом. И он нисколько не выпадает: еще один аргумент в пользу его артистической разносторонности.
Пугающая история «Семьи» Чарльза Мэнсона в картине рассказана с точки зрения трех девушек — тех самых, что в ночь с 8 на 9 августа 1969 года убьют Шэрон Тейт и ее друзей. Мэтт Смит как раз играет печально знаменитого лидера секты. Сам фильм не рассказывает ничего нового о «Семье», зато актер потрясающе вживается в роль Мэнсона. Природная харизма в нем сочетается с едва скрываемой психопатией. Несложно заметить, как те же самые качества Смит умудряется объединить и в «Доме Дракона».
В биографической драме Онди Тимонер актер играет главную роль — легендарного и скандального фотографа Роберта Мэпплторпа, который в 70-х снимал многих кинозвезд, но прославился благодаря вызывающим гомоэротическим фотографиям. Сам фильм ничего особенного собой не представляет: обычный байопик, снятый будто по странице из Википедии. Но вот Смит в роли хорош — и это при том что играть ему приходилось с американским, не родным для актера акцентом.
Последняя на данный момент работа Джона Майкла МакДоны (автора «Однажды в Ирландии» и «Голгофы», а также старшего брата оскароносного Мартина МакДоны) прошла довольно незаметно. Хотя это вполне компетентная трагикомедия о зажравшихся белых богачах, которые сталкиваются с проблемами на ближнем востоке: циничный герой Рэйфа Файнса сбивает мальчика на дороге и вынужден ехать в его родную деревню, чтобы похоронить парня по местным обычаям. Мэтт Смит играет одного из хозяев вечеринки, куда направляются протагонисты. Он жеманный и высокомерный — идеальный символ пресытившегося человека из элиты, который предается гедонизму, не замечая проблем вокруг. Актер здесь раскрывает себя с неожиданной манерной стороны и наглядно демонстрирует, что экранное богатство ему очень идет.