Трудно придумать более драматичный криминальный сюжет, чем взятие заложников. В то время как полицейские и преступники пытаются друг друга перехитрить, несчастные жертвы страшатся кровавой развязки
В советские времена трудно было представить в СССР захват в заложники детей. И действительно, первое такое преступление в нашей стране произошло лишь в 1988 году, когда сотрудники автобусной станции из Орджоникидзе (нынешний Владикавказ) угнали автобус с детьми. Они пытались сбежать за границу, что в то время было «модно» среди негодяев. По горячим следам режиссер Георгий Натансон снял остросюжетный фильм, который оказался одной из последних постановок в истории советского кино. Вскоре после премьеры «Взбесившегося автобуса» СССР развалился.
В эталонном боевике 1980-х, который поставил Марк Лестер, злодеи похищают дочь бывшего спецназовца, чтобы заставить мужчину убить лидера южноамериканской страны и вернуть к власти свергнутого диктатора. Однако герой не собирается подчиняться мерзавцам. Он использует выделенное ему время, чтобы отыскать логово преступников и уничтожить их всех, начиная с младших прихвостней и кончая организаторами похищения. Поразительно, сколько народу может убить человек, который не хочет убивать того, кого ему приказано прикончить!
Чтобы держать людей в заложниках, преступнику не обязательно находиться рядом с ними. В популярнейшем триллере Яна де Бонта «Скорость» злодей закладывает бомбу в городской автобус и настраивает ее так, чтобы взрыв прозвучал, когда машина начнет снижать скорость. В результате пассажиры оказываются в заложниках – они вынуждены колесить по городу, пока преступник не получит выкуп и не деактивирует взрывное устройство. К счастью, доблестный полицейский придумывает, как спасти пассажиров, не останавливая и даже не замедляя автобус.
Спайк Ли известен как постановщик политически нагруженных социальных лент, но в его фильмографии есть и отличные жанровые картины. Лучшая из них – это захватывающая и изобретательная криминальная лента о преступнике, который проворачивает идеальное ограбление банка и попутно изобличает пожилого пособника нацистов в годы Второй мировой войны. Чтобы у грабителей было достаточно времени для реализации всех пунктов изощренного плана, они берут в заложники посетителей и сотрудников банка.
Обычно актеры-режиссеры оставляют для себя самые лакомые актерские куски в своих постановках. В «Совершенном мире», однако, Клинт Иствуд довольствовался второстепенным образом и позволил блеснуть в главной роли Кевину Костнеру. Костнер изобразил беглого уголовника, который берет в заложники маленького мальчика и пытается на автомобиле сбежать из США. Поскольку малыш происходит из семьи религиозных фанатиков, многое из того, что он видит по пути, оказывается для него в диковинку. Его неподдельная радость растапливает сердце преступника, и отношения между похитителем и ребенком становятся почти семейными.
Даже второстепенные картины великого японского режиссера Акиры Куросавы заслуживают уважения и внимания. «Рай и ад», номинированный на «Золотой глобус» в категории «лучший фильм на иностранном языке», рассказывает о бизнесмене, которому похититель сообщает, что похитил его сына. На самом деле злодей ошибся – он украл сына шофера главного героя. Бизнесмен с готовностью заплатил бы любые деньги за своего ребенка, но разориться ради чужого отпрыска нелегко. Предпринимателю приходится выбирать между человечностью и компанией, которая всегда была главным смыслом его жизни.
Может ли фильм о взятии заложников быть уморительной и добродушной криминальной комедией? Да, если за дело берутся мастера пародийного юмора Джим Абрахамс, Дэвид Цукер и Джерри Цукер. В их «Безжалостных людях» молодые супруги похищают жену миллионера, чтобы расквитаться за его бизнес-преступления. Однако мужчина ненавидит свою супругу, и он отказывается платить за нее выкуп. Когда заложница об этом узнает, она переходит на сторону похитителей, и они вместе придумывают, как заставить бизнесмена заплатить и не попасть под суд.
Звездная карьера Алексея Чадова началась с драматичного триллера Алексея Балабанова. Чадов сыграл в «Войне» русского солдата, который во время Чеченской войны попадает в плен. Когда в руки к полевому командиру попадают двое англичан, боевик отпускает пленных солдат («Все равно за них никто не даст выкуп») и одного из британцев, чтобы тот собрал деньги для выкупа своей невесты. Два миллиона фунтов стерлингов англичанину взять негде, и он уговаривает бывшего товарища по заключению помочь ему выкрасть невесту из чеченского аула. «Война» стала первым фильмом о Чеченской войне, который частично снимался на территории Чечни. Картина получила главный приз на фестивале «Кинотавр».
Современное голливудское и мировое кино об ограблении банка с взятием заложников многим обязано классической картине Сидни Люмета. «Собачий полдень» рассказал реальную историю о незадачливых преступниках, ухитрившихся превратить короткую «операцию» в захват заложников и многочасовое противостояние с полицией. Главную роль в фильме сыграл Аль Пачино. Картина была выстроена так, что зрители в значительной мере переживали за грабителей, а не за полицейских. Лента удостоилась «Оскара» в категории «лучший сценарий» и еще пяти номинаций на статуэтки, в том числе в категориях «лучший фильм», «лучшая режиссура», «лучший ведущий актер».
До 1988 года Брюс Уиллис считался комедийным актером. Однако после выхода «Крепкого орешка» у него появилось новое амплуа – «спаситель мира». В «Орешке» Джона МакТирнана Уиллис изобразил нью-йоркского полицейского, который приезжает в Лос-Анджелес к жене и оказывается в небоскребе, который захватывают террористы. Преступники берут в заложники работников здания, а герой Уиллиса как единственный представитель закона в небоскребе старается разрушить планы злодеев. Картина считается одним из лучших триллеров в истории кино, и ей до сих пор с готовностью подражают.