Поверхностный, исторически неточный и абсолютно бездушный фильм о человеке, заслуживающем большего внимания и со стороны греческих, и со стороны российских кинематографистов. Грешно распоряжаться такими сюжетами столь бездарно
Поверхностный, исторически неточный и абсолютно бездушный фильм о человеке, заслуживающем большего внимания и со стороны греческих, и со стороны российских кинематографистов. Грешно распоряжаться такими сюжетами столь бездарно.
1770 год. В разгар русско-турецкой войны к эскадре графа Орлова в Средиземном море присоединяется утлое суденышко греческого пирата Иоанниса Варвакиса. Своей смелостью и хитростью молодой морской волк внес смятение в ряды турецких мореходов и стал одним из главных кузнецов победы в ночном Чесменском сражении. Увы, мир между Российской и Османской империями не принес свободу Греции, и бегущий от преследования турок Варвакис отправился в Санкт-Петербург, чтобы просить помощи для своего народа у Екатерины Второй. Помощи пират не получил, но получил возможность развивать торговлю в Астрахани, Таганроге и на всем русском побережье Каспийского моря. Проявив недюжинный талант купца и промышленника, Варвакис стал одним из самых обеспеченных людей России. Однако сердце его неизменно рвалось на берега родной Эллады…
Древнегреческой мифологии можно только позавидовать, такого богатства красок, разнообразия характеров, захватывающих дух сражений вы не найдете в священных книгах ни одной из крупнейших современных религий. Куда там христианским, иудаистским, мусульманским и буддийским святым до олимпийского сонма богов, алчущих власти над миром живых и мертвых, обладающих невероятными способностями, но не забывающих и о простой человеческой отваге. Увы, со времен падения Трои греческая героика попросту растворилась в песках времен, вспомнить каких-то отважных путешественников, великих полководцев, бравых первооткрывателей, родившихся в Элладе, сегодня очень сложно, а с отсутствием героев выродились и гомеры с софоклами – некому сегодня воспевать греческих титанов, некому петь осанны героям и строить храмы предводителям. «Пираты Эгейского моря» –- это попытка придать эпический размах одному из последних ярких представителей греческой земли. Попытка безуспешная и недостойная потомков Сократа и Платона.
Начать стоит с того, что для биографической ленты «Пираты» получились слишком поверхностными – сюжет зияет дырами, мотивация героев отсутствует в принципе, исторические реалии хромают в самых очевидных вещах. Этот набор промашек приближает картину к мифологии, но отдаляет от восприятия зрителем исторического полотна. Практически полностью герой ленты лишен своей главной патриотической прелести, постоянного желания помогать родной стране и ее порабощенному турками народу – об этом сказано полслова, хотя пожертвования на вооружение греков, отправленные Варвакисом, составляли миллионы рублей, королевские по тем временам суммы.
То же самое касается и драйвовой составляющей ленты. Картина о пирате, о доблестном воине, о защитнике страждущих и легенде греческого сопротивления двигается со скоростью безногого калеки. Повествование режиссера и сценариста Янниса Смарагдиса столь уныло, что клонит зрителя в сон, на секунду оживая лишь в редких сценах пересказа подвигов Варвакиса героем Евгения Стычкина. На остальных же актеров просто больно смотреть – в кадре они чувствуют себя неуютно, словно их обрядили в чужие костюмы и отправили в не виданные ранее декорации.
Возможно, постановщик более умелый и смог бы сделать из «Пиратов» (кстати, оригинальное название ленты – «Бог любит икру», а в европейском прокате картина шла под названием «Пират») что-то по-настоящему увлекательное, но Смарагдис не тот человек, который умело сочетает драму и экшен, его постоянно тянет изъясняться метафорами, упоминать божественное провидение и строить философствования на пустом месте. Герои фильма слишком часто говорят о свободе, но даже сам режиссер ленты заключен в кандалы штампов, причем самых пошлых и низкопробных, начиная с построения сюжета на параллельных воспоминаниях о Варвакисе его сподвижников и заканчивая демонстрацией дворца Екатерины или астраханского рынка.
Безусловно, скромный бюджет фильма виден невооруженным глазом, и удача, что с таким финансированием лента вообще вышла. Но проблема «Пиратов Эгейского моря» кроется не в том, что в кадре горит мало фрегатов, погибает мало янычар и не слишком красочно наряжены вельможи самых разных уровней. Кино не получилось интересным, потому что создатели так и не решили, кем для них самих является Иоаннис Варвакис. Греческий герой, царский фаворит, трепетный влюбленный, суровый отец, бескорыстный друг, меценат, купец, строитель и общественный деятель – любая из ипостасей могла стать основой блистательного фильма, но, кажется, черная икра застила авторам ленты глаза и лишила вдохновения. Вместо яркой биографической ленты зритель получил теленовеллу о сомнительной исторической персоне с невнятными мотивами, которой место в дневном эфире кабельного канала для домохозяек. И ситуацию не спасают ни Катрин Денёв, ни Джон Клиз, ни Себастьян Кох, играющий Варвакиса. Герой остался нераскрыт, подвиг его остается безвестным до следующей экранизации.
С 27 августа в кино.