Простая и наивная, но милая подростковая мелодрама о влюбленной девушке со смертельно опасным заболеванием
Восемнадцатилетняя Мэдди (Амандла Стенберг) с самого рождения тяжело больна. Она выглядит как обычная здоровая девушка, но жить может лишь в стерильном доме, который построила ее мать-доктор (Аника Нони Роуз). У Мэдди очень слабый иммунитет, и даже короткий выход на улицу может стать для нее смертельным. Поэтому она учится дистанционно, общается по Интернету и почти не мечтает об иной, свободной жизни. Пока в соседний дом не заезжает семья с привлекательным ровесником Мэдди по имени Оливер (Ник Робинсон). Парень сразу обращает внимание на девушку из соседского окна, и Мэдди отвечает ему взаимностью.
Первая подростковая любовь – это, как правило, недолгая вспышка гормонов, которая редко приводит к значимым последствиям, если не увенчивается рождением ребенка. Сами подростки, однако, этого не осознают. Для них первое чувство – это важнейшее и драматичнейшее событие в истории планеты.
Многие современные подростковые книги с готовностью эксплуатируют эту иллюзию и превращают первую любовь в драму любви и смерти. Вспомним, например, как это было сделано в популярной книге и популярной экранизации «Звезды виноваты», где главными героями были тяжело больные ребята.
Выпущенный в 2015 году бестселлер Николы Юн «Весь этот мир» тоже преимущественно адресован романтичным девушкам-подросткам, и он рассказывает сходную по драматизму и по некоторым сюжетным перипетиям историю. В свою очередь, экранизация «Мира», снятая начинающей канадской постановщицей Стеллой Мэги, сравнительно точно воспроизводит немудреное повествование Юн и с восторгом передает максималистский романтизм главной героини, для которой смазливая мордашка по соседству – повод рискнуть жизнью и, вполне возможно, с ней покончить. Мол, куда лучше пару дней вдыхать жизнь полной грудью, чем десятилетия существовать взаперти и с завистью взирать на чужую жизнь, которая кипит за окном.
Это не первое кино о человеке с «убитым» иммунитетом – помните фильм 2001 года с Джейком Джилленхолом «Парень из пузыря»? – но обычно такие картины рассказывают о парнях. Здесь же в центре сюжета девушка, и это придает несколько иное, более нежное и чинное, настроение ее любовной истории. В то время как «Парень» был комедией с оттенком фарса, «Весь этот мир» – мелодрама с романтико-комедийными вставками вроде сцен неуклюжего, но мимимишного подросткового ухаживания.
До определенного момента основное действие развивается в стерильных стенах дома Мэдди, но для визуального разнообразия оно иногда переносится в мир фантазий девушки, где героиня куда свободнее, чем в реальной жизни. Впрочем, какие бы роскошные пейзажи ни были в кадре, камера преимущественно фиксируется на физиономиях Стенберг («Голодные игры») и Робинсона («Мир Юрского периода»), и молодые актеры не обманывают режиссерских ожиданий. Они очень убедительны в ролях «голливудских подростков» – внешне безупречных, но не выглядящих как чрезмерно красивые модели, которые не могут жить в обычных домах на обычной улице.
К чему можно придраться? Во-первых, к тому, что кино узко заточено на целевую аудиторию – наивных американских школьниц. Чем дальше вы от этой аудитории, тем сильнее будет ваше стремление прыскать в кулак от прекраснодушия и примитивности повествования, в сравнении с которым «Сумерки» кажутся изощренной достоевщиной. Фильм настолько лишен даже минимального цинизма, как будто снимался в стране, где за циничность расстреливают. Кроме того, лента повторяет некоторые мысли и объяснения по несколько раз, явно не доверяя зрительскому интеллекту.
Во-вторых, в отличие от «Звезд», фильм завершается сравнительно счастливо, и это вызывает двойственную реакцию. Да, приятно, когда в подростковом кино никого не закапывают в землю, но в контексте жанра это кажется предательством. Как, кстати, казалось и в «Парне», где тоже был хеппи-энд. Если герой готов заплатить за любовь, зачем лишать его права внести плату сполна? Все мы помним, как заканчивается «Ромео и Джульетта», на которую Юн опирается, и у такого финала есть глубокие смыслы, не исчерпывающиеся банальным «Герои погибают, потому что их семьи не смогли примириться». Впрочем, если весь фильм – плоская милота, то было бы странно, если бы он в финале обрел шекспировскую глубину.
С 15 июня в кино.