В хорроре "Четвертый вид" Милла Йовович гипнотизирует жертв похищения инопланетянами, пока за кадром режиссер Олатунд Осунсанми отбивается от разъяренных зрителей Аляски.
"Я актриса Милла Йовович. Я играю доктора Абигайл Тайлер", – говорит нам актриса Милла Йовович в первых кадрах "Четветого вида". Если верить ее рассказу, то вся история основана на вполне реальных событиях, а в доказательство часть сыгранных актрисой сцен дублируется "документальными" кадрами, заснятыми самим психологом Тайлер на сеансах гипноза. Эти сеансы убеждают доктора в невероятной вещи: обитателей города Нома, что на Аляске, регулярно похищают инопланетяне (именно этот акт и зовется "контактом четвертого вида"). Кого-то – навсегда, чем фильм объясняет значительное число пропавших без вести в регионе; а кого-то – лишь на время. Именно такие страдальцы и становятся клиентами доктора Абигайл. Они приходят к ней и жалуются, как в три ночи просыпаются от того, что в окно к ним заглядывает тревожными ониксовыми глазами подозрительного вида сыч.
Дабы выяснить истинную сущность пернатой твари, доктор вводит пациентов в транс. Завороженные, они начинают корчиться, левитировать и кричать – совсем как герои другого популярного кино – про "бездну, которая вглядывается прямо в душу". Ухватившись за вновь популяризированную "Паранормальным явлением" идею документальности, режиссер Олатунд Осунсанми подает эти ставшие главным жуть-аттракционом фильма сеансы гипноза в довольно неожиданной форме: разделяет экран на несколько сегментов, в одних из которых даются "реальные материалы", а в соседних – те же сцены, но сыгранными актерами.
Кроме этого, в фильм вмонтировано интервью, которое режиссер Олатунд Осунсанми берет у "взаправдышней" доктора Абигайл. Ее играет бледная женщина, которую, по всей видимости, очень обидела жизнь, а, кроме нее, еще и сам режиссер Осунсанми, не удосужившийся упомянуть имя несчастной титрах.
Да, все правильно, "в титрах", поскольку "Четвертый вид" – деятельно путающая следы, но все же мистификация. И да, Мила Йовович безбожно лжет, глядя нам прямо в глаза. Правда, в особенную ярость хулителей приводит скорее то обстоятельство, что Аляску – в том числе и поэтические виды сверху – снимали в Болгарии. Если говорить о фильме с совой, инопланетянами и полиэкраном, то это, пожалуй, самая экзотическая претензия, которую можно предъявить к мистификации Осунсанми.
Тем более, что сделанный за 10 миллионов, "Четвертый вид" изо всех сил старается не выглядеть дешевкой, и крупные планы породистых миллиных ноздрей вполне тому способствуют – в прокате фильм отбился четырежды. Осунсанми прекрасно осведомлен о том, что мы сильнее боимся самого страха, а не вызывающих его монстров, и даже не пытается вывести инопланетян на сцену. Правда иногда эта сдержанность заводит его из комнаты страха в смежную комнату хохота – когда в кульминационной сцене экран оказывается заполнен помехами, сбоку от которых идут лаконичные титры: "Говорят на шумерском… неразбочиво", удержаться трудно.
Но даже несмотря на то, что наглость Олатунда Осунсанми, равно как и этой наглости продукт не лишены порочной привлекательности, "Четвертый вид" так и останется частным экспериментом в модном жанре – занимательным, но несколько… неразборчивым.