Добропорядочная жизнь бывшего боксера Брэдли Томаса не складывается, кризис вышвыривает его на улицу из автомастерской, а криминальное прошлое не позволяет устроиться на новом месте
В еженедельной рубрике "Мимо кассы" мы рассказываем о фильмах, которые не появятся в российском кинопрокате, но все-таки могут заслуживать вашего внимания.
Добропорядочная жизнь бывшего боксера Брэдли Томаса не складывается, кризис вышвыривает его на улицу из автомастерской, а криминальное прошлое не позволяет устроиться на новом месте. Тогда здоровяк, чья жена ждет ребенка, становится наркокурьером. За осторожность и ответственность новый босс уважает Брэдли, но сделка с новым поставщиком ставит под угрозу весь бизнес, и Томасу приходится убить членов мексиканского наркокартеля и сдаться полиции. Отказавшись выдать подельников, Брэдли отправляется в тюрьму на семь лет, однако самое страшное начинается на свободе – мексиканцы берут жену боксера в заложники и требуют выполнить деликатное поручение. Чтобы спасти жену и дочь, заключенному придется добиться перевода в самую строгую тюрьму штата, добраться до самого ее дна и прикончить загадочного незнакомца.
В 2014 году «Джон Уик» в мировом прокате произвел маленький переворот – непритязательный боевик, снятый дебютантами, ранее занимавшимися постановкой трюков, вдруг собрал приличную кассу и при этом удостоился лестных слов от критиков, хотя представлял собой фактически экшен-сцену протяженностью в сто минут. Попробуйте вспомнить, в чем была причина ярости персонажа Киану Ривза? Почему Джона Уика так боялись? Что делало его особенным? От этого в памяти не осталось и следа, все впечатления выродились в бесконечный «пыщ-пыщ», который, впрочем, действительно был снят выше всяких похвал.
С тех пор Ривз снялся в сиквеле и нацелился на третью часть, в боевики стали добавлять больше «грязных» перестрелок и жестоких драк, но в целом фильм так и остался странным одиночкой, к которому без веской причины лучше и не подходить. Порадуем поклонников жесткого мужского кино – теперь на этой горной гряде появился новый пик, который при этом не попал даже в кинотеатральный прокат. Зрелище для подлинных гурманов называется «Драка в блоке 99», и от «Джона Уика» его отличает только почти полное отсутствие огнестрельного оружия.
Сюжет фильма режиссера С. Крейга Залера настолько прост и очевиден, что создается впечатление, будто кто-то откопал в пыльных архивах Голливуда сценарий «бэшки» середины 70-х. Парень с принципами вынужден заниматься темными делами, все, что он хочет, это заработать немного денег для жены и будущего ребенка, но его подставляют, и он оказывается в тюрьме. Там его ждет суровый глава надзирателей, отвратительные соседи и местная мафия, с которой нужно разобраться голыми руками. Вроде бы от этого всего за версту несет «Побегом из Шоушенка» и «Тюрягой», но Залер – постановщик «Костяного томагавка», а это значит, будет много крови.
И действительно, лента сочится насилием, главный герой, при всем внешнем спокойствии и кажущемся радушии, переполнен яростью, которая в любую минуту может даже не выплеснуться, а окатить противника, словно из брандспойта. Да и окружение у Брэдли такое, что пистолет приходится держать в ящике прикроватного столика, а автомат прикопать на лужайке у дома. Как и в «Джоне Уике», хороших парней в фильме нет, есть только те, кто свою плохую сторону до поры до времени скрывает. В такой атмосфере действительно слабому места нет, а глупый очень быстро лишится мозгов, а следом и жизни. И достаточно малейшей искры, чтобы все вокруг полыхнуло так ярко, что подойти к очагу не рискнут даже самые отважные.
Правда, настоящей вспышки придется подождать – как и в «Томагавке», Залер запрягает неспешно, в тюрьму его герой попадает только на исходе первого часа фильма, а титульная «драка», если так можно назвать геноцид, устроенный Томасом сокамерникам и охране, ждет только в самом финале, но о потраченном впустую времени речи и быть не может – тягучее и вязкое повествование с длинными планами и долгими, казалось бы, незначительными эпизодами готовит зрителя к кульминации, насыщает атмосферу взрывоопасной смесью, почти заметной физически. Создатели картины словно запирают вас вместе с Брэдли Томасом, пространство экрана уменьшается, свет меркнет, усталость накапливается, а боль не дает расслабиться…
Результат нетрудно предугадать – высокой ценой, но противник будет повержен и наказан, как того требуют мужские счеты в криминальном мире. Будет кровь, сломанные руки и ноги, раздавленный череп, выдавленные глаза и свернутые челюсти. Будет драматический финальный разговор с женой, будет пара едких саркастических замечаний, от которых мурашки по коже, и будет последний кадр, лишающий надежд на сиквел. Но настоящее брутальное мужское кино, пожалуй, так и должно заканчиваться – без сожалений, без мелодраматизма, без трогательных речей. С. Крейг Залер и Винс Вон сделали кино, которое смотрится отлично и закрепляется в памяти как образец «грязного удовольствия», наслаждения от пробитой головы злодея или свернутой шеи охранника тюрьмы, всего того, чего в кино обычно стараются избегать.
«Драка в блоке 99» – кино угловатое, массивное, грубое, но по-своему совершенное, насколько совершенным может быть тело прирожденного убийцы, с легкостью ломающего кости или стреляющего без оглядки на мораль. И подобных фильмов много быть не должно, иначе их исключительность испарится – «Джон Уик» и «Драка», на этом стоит сделать перерыв года на четыре. Пусть у тех, кто выжил, заживут раны.