К спутнику Юпитера, Европе (покрытой льдом, а значит, не исключающей существования форм жизни), направляется международная экспедиция. Астронавты взволнованы и горды выпавшей им высокой честью
В еженедельной рубрике "Мимо кассы" мы рассказываем о фильмах, которые не появятся в российском кинопрокате, но все-таки могут заслуживать вашего внимания.
К спутнику Юпитера, Европе (покрытой льдом, а значит, не исключающей существования форм жизни), направляется международная экспедиция. Астронавты взволнованы и горды выпавшей им высокой честью, однако суровые просторы вселенной вызывают у них смятение уже после первого серьезного инцидента. Членам экипажа становится понятно, что еще до выполнения главной миссии каждому из них своим подвигом предстоит доказать космосу состоятельность человека как высшего существа.
Снятая в не утрачивающем актуальность жанре «найденных пленок» и представляющая собой склейку видеозаписей, сделанных на борту корабля и за его пределами, «Европа» обнадеживала отзывами восхищенных предпоказами критиков и киноманов – не всех, конечно. Вот и на поверку выясняется, что дерганая камера и шинкованный монтаж космической фантастике не враги, но подобные стилистические изыски уместны лишь при наличии действительно уникальной истории, исключительность которой позволила бы публике смириться с визуальным дискомфортом.
Картина же эквадорского режиссера мучительно долго запрягает, но так толком и не трогается – по крайней мере до тех пор, пока не разрождается первым и последним откровением. Оно приносит кратковременное облегчение, но за ним, увы, следуют финальные титры. При том, что с технической точки зрения лента почти безупречна (декорации аутентичны, эффект невесомости внушает доверие, а страдающие от клаустрофобии зрители рискуют завершить сеанс приступом паники), происходящее в ней имеет до неприличия много общего с фильмами на аналогичную тему. В саспенсе угадывается «Сквозь горизонт», пафос отдельных сцен позаимствован у «Армагеддона», встреча с неизведанным вызывает в памяти «Красную планету», а в экзистенциальной составляющей видится влияние «Луны 2112».
Было бы несправедливо обвинять «Европу» в плагиате, тем более что прямых цитат она избегает. Да и собственную оригинальность честно пытается доказать довольно изысканной операторской работой и превосходным саундтреком. Просто авторам стоило заранее определиться, с кем дружить – с «Космической одиссеей 2001 года», «Миссией на Марс» или «Первыми на Луне».