Бездарно тратящий потенциал любопытной темы манипулирования сознанием триллер, в котором в очередной раз «блистает» скатившийся на самое дно Джон Кьюсак
После смерти ребенка художница Лорен впала в депрессию, а потом стала страдать от психических расстройств – ее преследовали видения, связанные с обстоятельствами потери дитя. Пытаясь справиться с недугом, Лорен с мужем Расселом переезжают в новый сверхсовременный умный дом, где каждый житель может в полной мере насладиться покоем и уединением, и поначалу ее состояние выправляется. Однако вскоре женщина замечает, что превращается в жертву какого-то чудовищного эксперимента – ее сознание словно программируется незаметными сигналами из телевизора и системы громкой связи. Сомнения Лорен никто не принимает всерьез, но женщина находит таинственного человека, давно подозревающего, что разум жителей дома подвергается манипуляциям, вместе им предстоит противостоять загадочному заговору.
Подобно Николасу Кейджу и с недавних пор Брюсу Уиллису, Джон Кьюсак стал своеобразным «знаком отсутствия качества» для картин, на постерах которых значится его имя, – либо этого актера совсем перестала заботить собственная репутация, либо он настолько плох, что портит любой проект одним своим появлением. Не станем разбираться в природе этого явления, но отметим, что триллер «Искаженная» с Кьюсаком в одной из главных ролей продолжает линейку провальных «Бешеных гонок», «Мобильника», «Арсенала» и прочей «Сингулярности». Не спасает новую картину даже то, что в кадре Кьюсак возникает лишь во второй половине, – не иначе, действует какое-то проклятие.
А ведь задумка у фильма неплохая: даже далекие от теорий заговоров и конспирологических схем зрители что-то да слышали про гипноз, нейролингвистическое программирование и звуковые волны, вызывающие беспокойство или даже страх, – на этой делянке можно вырастить вполне удобоваримую увлекательную историю. И предпосылки увлечь историей «Искаженная» имеет – в наличии непростой бэкграунд главной героини, загадочные проявления вмешательства, пугающие соседи, холодная отстраненность интерьеров нового дома. Хорошему триллеру или ужастику хватило бы простора для самых невероятных событий, но фильм режиссера Роба В. Кинга отчаянно хромает на обе ноги, потому что не знает, как распорядиться выданным авансом.
Во-первых, лента серьезно страдает от неумного и неумелого конструирования – обилие флешбэков, смешанных с видениями главной героини, да еще и густо приправленных вставками «25-х кадров», очень скоро начинает раздражать. История Лорен не настолько увлекательна, чтобы с первых секунд погружаться в ее состояние и начинать переживать, однако цунами странных бессвязных деталей требует верить ей безоговорочно. К сожалению, в данном случае героиня Кристины Риччи этого не заслуживает, она далеко не Кэри Мэдисон из «Родины» с ее болезнью и тем более не ансамбль персонажей Джеймса МакЭвоя из «Сплита» – всего лишь странноватая женщина, погруженная в свою трагедию.
Во-вторых, «Искаженная» очень скоро растрачивает свою серьезность, погружаясь в технические детали, неверное понимание которых не может не вызвать улыбку у любого, кто хотя бы в школе имел пятерку по физике, не говоря уж о выпускниках технических вузов. Когда за объяснение природы вмешательства в разум Лорен берется герой Кьюсака, кино превращается в комедию – он, например, опасается любого наблюдения за собой, но вполне невозбранно пользуется мобильным телефоном, ноутбуком, Интернетом. Это равносильно тому, что неуловимый убийца на место преступления приходил бы с паспортом и визитками.
Но даже невнятно сыгранную главную героиню и ее потешного помощника можно было бы выдержать, если бы от нагнетания какой-никакой тревожной атмосферы авторы перешли бы к чему-то по-настоящему оригинальному и напряженному, как это недавно удалось Стивену Содербергу, например, в простеньком, но весьма компетентном «Не в себе». Однако третий акт «Искаженной» просто никуда не годится – финал создатели картины откровенно сливают, обращаясь к неуместным клише и коряво объясняя накопленные загадки. Редкий фильм может похвастать столь разочаровывающей концовкой.
Подытожить просмотр «Искаженной» можно старинным интернет-мемом: «Тема не раскрыта». Глупо отрицать факт возможности манипуляции сознанием с помощью медикаментов, психологического вмешательства, действия звука, света или электромагнитного излучения, но фильм превращает серьезный вопрос в фарс и дешевое бульварное чтиво. Джон Кьюсак в нелепом худи только добавляет истории минусов, а Кристина Риччи никак проект не спасает, хоть и старательно заламывает руки. Этого маловато, чтобы заставить зрителя прилипнуть к экрану.