Ламповое кино о воссоединении двух сердец, случившемся на фоне расставания с одной из наиболее ярких страниц в истории техники и искусства
Агент звукозаписывающей компании Мэтт Райдер переживает не лучшие времена – новых открытий на рынке он не совершал уже давно, музыка современная его не радует, так что на горизонте замаячило увольнение. А тут еще и неприятные новости подоспели, отец, с которым Мэтт давно в ссоре, лежит при смерти. Заглянув к родителю в особняк, чтобы утрясти юридические дела, Мэтт оказывается в заложниках: Бен Райдер, в прошлом знаменитый фоторепортер, просит исполнить свою последнюю просьбу – отвезти его в Канзас, в последнюю фотолабораторию, проявляющую пленки по технологии Kodachrome. Вооружившись терпением и опершись на поддержку сиделки и ассистента Бена Зои, Мэтт отправляется в долгое путешествие, которое станет для героев непростым испытанием.
Есть какая-то магия в том, что картина об ушедшей от нас технологии фотопечати снята и донесена до зрителя одной из самых передовых компаний, производящих кино и сериалы. «Кодахромом» Netflix демонстрирует своеобразную преемственность поколений, которая, конечно, не может быть полной и равнозначной, но обеспечивает максимально комфортный переход. История Kodachrome закончилась в 2010-м, когда лабораторией в Канзасе была проявлена последняя пленка, и именно об этом захотели рассказать сценарист Джонатан Троппер и режиссер Марк Расо – рассказать о доцифровой эпохе, а заодно поговорить о человеческих отношениях тех времен, когда не было селфи, камер, встроенных в мобильные телефоны, и зеркалок с картами памяти на миллионы кадров.
«Кодахром» – милейшее старомодное кино, классическое роад-муви, в котором не особенно близкие отец и сын узнают друг друга получше и к финалу могут наконец раскрыть друг другу объятия. Просто? Очень. Но прелесть картины Расо заключается в великолепно прописанных персонажах, оригинальных ситуациях, в которые их заводит поездка через всю страну, и очаровательной атмосфере грусти и ностальгии. Словно стандартные 36 кадров фотопленки, сюжет картины проходит все обязательные для драмы точки: вот герои встречаются и проявляют друг к другу грубость, вот их связывают вместе общие воспоминания, вот они вынуждены проявить слабость или оказываются в затруднительной ситуации, вот их финальные объятия – вполне обыденная для кино история, но есть в ней какая-то магия.
Скорее всего, кроется она в таланте исполнителей главных ролей. Блистательный Эд Харрис выглядит в «Кодахроме» дряхлым стариком, ворчливым и вредным, привыкшим управлять своей жизнью, но теперь привязанным к таблеткам и катетерам. Несколько непривычно после шквала промоматериалов к новым «Мстителям» видеть в спокойной обстановке Элизабет Олсен – она все так же мила и органично смотрится в любой компании, ее героиня раздираема противоречивыми чувствами. В противоположность Олсен, совершенно предсказуем Джейсон Судейкис – актер, пожалуй, чуть меньше дурачится, но он по-прежнему умеет расположить к себе и своему герою, легко вызывает симпатию и даже местами жалость. Эта троица разыгрывает великолепный спектакль с парой неожиданных, но не слишком шокирующих поворотов.
Картину вообще легко посчитать пресноватой, но это скорее намеренное желание авторов сделать что-то «старомодное». «Кодахром» развивается неспешно, даже не самый проницательный зритель легко предугадает основные сюжетные линии, да и финал вполне очевиден – со смертельно больным героем-то, который везет свои пленки в проявку. Но и в этом тоже заключается теплота и ламповость: в эпоху постмодерна, стеба и цинизма смотреть фильм с простым и понятным набором правил, с очевидной моралью и с искренними эмоциями – большой подарок поклонникам кино.
В свете последних финансовых и творческих решений в сторону Netflix сегодня направлены надежды фанатов научной фантастики и фэнтези, но пример «Кодахрома» подсказывает, что и с драмами у компании все обстоит очень неплохо – если это настроение и душевность удастся сохранить, все будут в восторге. Наверное, фильм Марка Расо не дотягивает до звания «шедевр», но он очень близок к тому, чтобы назвать его самым «олдскульным» фильмом текущего года, причем дело здесь даже не в том, что события ленты разворачиваются в недалеком прошлом, а в том, что лента выполнена по лекалам картин двадцатого века. Не слишком ностальгическая, но не от мира сего, как та самая пленка Kodachrome, подарившая миру миллионы памятных снимков.