Неожиданно добротная, крепко сбитая и талантливо разыгранная драма о девочке, занявшейся не самым женским видом спорта, чтобы сблизиться с отцом
Неуправляемая девочка-подросток Моник кочует из одной приемной семьи в другую после того, как ее родная мать умерла, а отец отправился за решетку. Сбежав из очередного дома, Мо встречает отца, только что вышедшего из тюрьмы, но тот слишком увлечен собой и сторонится дочери. Чтобы хоть как-то заинтересовать единственного родного ей человека, Моник начинает заниматься борьбой, тем видом спорта, в котором когда-то блистал отец, и добивается на этом поприще серьезных успехов. Расположение отца достигнуто, но дальше Мо должна будет сделать выбор – следовать вместе с командой к чистым победам или пойти за отцом по темным тропинкам подпольных поединков и запрещенных ставок.
Когда в прошлом году компания Netflix заявила о том, что планирует потратить небывалые средства на производство собственных фильмов и приобретение прав на те картины, которые в широкий прокат могут не попасть, многие задавались вопросом: а в чем же выгода создателей фильмов для видеосервиса? Не лучше ли «поднапрячься» и снять кино, востребованное в кинотеатрах? Что же, весь текущий год мы наблюдаем за тем, как Netflix спасает «сомнительные» релизы и дает зрителю возможность увидеть такие ленты, как «Парадокс Кловерфилда», «Немой» или «Аннигиляция», фильмы, которые идеально вписываются в нетфликсовский формат. С выходом «Первого поединка» мы можем посмотреть на другую сторону медали: в данном случае Netflix дает возможность проявить себя режиссеру-дебютанту, возможность роскошную и для большого экрана сегодня немыслимую – женщина-режиссер снимает о чернокожей девочке, занимающейся спортивной борьбой. Можете представить себе такое в репертуаре ближайшего к вам кинотеатра?
А кино у Оливии Ньюман между тем получилось очень даже добротное. В «Первый поединок» немного тяжело втянуться – лента начинается пулеметным матерным диалогом матери и дочери (к счастью, всего лишь приемных), а затем ведет неприглядными переулками Бруклина в грязные квартиры, замшелые подвалы и на тоскливые пустыри. Но уже к окончанию первого получаса, когда фигуры расставлены, персонажи представлены, а спорт выходит на первый план, кино становится по-настоящему интересным и увлекательным. И достаточно глубоким при том – здесь и неуклюжие отношения Мо с отцом, и сильная материнская линия, и подростковая романтика, и криминал, «Поединок» получился достаточно объемным, чтобы смотреться с интересом.
Конечно, включив «внутреннего критикана», можно попридираться к тому, что Ньюман надергала цитат из «Малышки на миллион», «Крида» и даже «Невидимой стороны», но в контексте истории выбора Моник эти отсылки, или даже правильнее эти отблески вдохновения, не мешают смотреть, а задают тон и ставят высокую планку. Нет, «Первый поединок» – это не новый «Рокки», но это добротное, мотивирующее, поучительное и трогательное кино. Местами манипулятивное, местами нелогичное и надуманное, но хорошее.
Ньюман, а она выступила не только постановщиком, но и сценаристом ленты, довольно простой сюжет сумела наполнить жизнью, нафаршировать деталями, которые затягивают зрителя и дарят бурные эмоции. До самого финала неизвестно, чью сторону примет девочка, сможет ли верно рассчитать силы, сделает ли выбор в любовном треугольнике – тривиальные задачи, но режиссер смогла их облечь в такую форму, что ругать эту простоту ничуть не хочется. Она тем более уместна еще и с той точки зрения, что речь в фильме идет о подростке со всем ее максимализмом.
Никак нельзя не отметить блистательную актерскую работу Эльвиры Эммануэль, сыгравшей Мо, – в свое время Хилари Суонк взяла «Оскар» за свои боксерские тренировки, здесь, безусловно, о самых высоких наградах говорить рано, но потенциал актрисой продемонстрирован невероятный, на наших глазах формируется новая звезда, и не блокбастерная, а серьезная, драматическая. В очередной раз обращаем внимание на Яхью Абдул-Матина, сыгравшего отца Моник, – этот актер на экране появляется все чаще и совершенно заслуженно может считаться теперь звездой. Ему задачи выпали тоже непростые, но справился он на отлично.
«Первый поединок» может вас отпугнуть не слишком увлекательным синопсисом, незнакомыми именами или даже неуверенным постером, но на этот раз можно отступить от требований интуиции – кино оказывается много лучше, чем его преподносят, в том числе и авторы. Это любопытная драма о выборе, о расстановке приоритетов, о разрыве с прошлым и начале построения новой счастливой жизни. С этой точки зрения кино получилось очень хорошим. А на сюжетные огрехи и не слишком зрелищно поставленные схватки можно внимания не обращать.