Ларри Шепард, скромный ветеран Вьетнама, живущий скромной жизнью тихого служащего в пригороде Портсмута. Его любимая жена недавно скончалась, а теперь постигла еще одна утрата – из Ирака пришло сообщение о гибели его сына Ларри-младшего...
Ларри Шепард, скромный ветеран Вьетнама, живущий скромной жизнью тихого служащего в пригороде Портсмута. Его любимая жена недавно скончалась, а теперь постигла еще одна утрата – из Ирака пришло сообщение о гибели его сына Ларри-младшего. Зная, что в одиночку с горем ему не справиться, Шепард разыскивает двух своих однополчан – безбашенного задиру Сэла и нашедшего себя в служении Богу Ричарда – и вместе с ними отправляется встречать гроб с телом сына. На предложение военных похоронить солдата на мемориальном кладбище Ларри отказывается, и вместе со старыми друзьями и приставленным для охраны и поддержки молодым морпехом Вашингтоном берется переправить гроб домой, чтобы похоронить сына рядом с его матерью. Но путь предстоит неблизкий, а старые друзья кроме веселеньких деньков припоминают и о драме, объединившей их во Вьетнаме…
Режиссер Ричард Линклейтер – один из самых удивительных творцов в современном кинематографе. При том что картины его разительно отличаются друг от друга (сравните, например, «Помутнение» и «Отрочество», «Нацию фастфуда» и «Школу рока», и не забывайте о стоящей отдельно трилогии «Перед рассветом»), в них всегда прослеживается какой-то удивительный гуманизм и любовь к человечеству, пусть не всегда заслуживающему такое теплое к себе отношение. Каждый новый фильм Линклейтера – удивительное, непредсказуемое путешествие в мир людских эмоций и характеров, рассказывающий о нас самих, может быть, даже чуть больше, чем о персонажах ленты.
«Последний взмах флага» – произведение, возникшее не на пустом месте. За основу сценария Линклейтер взял одноименную книгу Дэррила Пониксена, которая, в свою очередь, была продолжением романа «Последний наряд», по которому еще в 1973 году Хэл Эшби снял прекрасную военную драму с Джеком Николсоном в главной роли. Интересно, что Линклейтер не захотел делать сиквел «Последнего наряда», а скорее снимал отдельную историю с собственными героями и несколько измененными событиями в прошлом солдат, прошедших Вьетнам. Все потому, что интересовали автора несколько иные вещи, чем те, что демонстрировал фильм Эшби. И это правильно, ведь прошло немало времени, мир изменился, а пожары войн перекинулись на новые территории и вовлекли новые поколения.
Именно драма потери старым воякой своего сына становится ключевой темой «Последнего взмаха». Шепард избежал смерти во Вьетнаме (хотя насмотрелся всякого, что навсегда изменило его жизнь), а вот сына уберечь не смог. И что печалит героя более всего – Ларри-младший не погиб в героической схватке с террористами, не попал в засаду и не отдал жизнь, прикрывая товарищей, ему подло выстрелил в спину моджахед-одиночка, когда солдат шел в обычный продуктовый магазин в иракской деревушке. Отчего-то это не дает покоя ни Шепарду, ни его друзьям, это вызывает злобу к армии и ее генералам, да и в собственном прошлом будит самые отвратительные воспоминания. В какой-то мере, убегая с телом сына от военных, Шепард начинает безнадежный побег от собственного прошлого, с которым все равно так или иначе придется встретиться и примириться.
Не хочется раскрывать всех деталей сюжета, но нужно отметить, что Линклейтер необыкновенно точно подводит героев и зрителей к кульминации – в фильме чередуется неизбежный пафос речей о долге и сальные анекдоты, которыми развлекаются солдаты, герои то смешно спорят о вере, то вдруг встают перед неизбежным вопросом о природе героизма. Но когда кажется, что в финале страсти улягутся, автор использует последний козырь, который окончательно плавит сердечный лед – столь трогательной сцены, как чтение последнего письма погибшего солдата, сложно припомнить в фильмах последних лет.
Нет смысла говорить о том, что кино не только снято, но и сыграно с необычайной теплотой – Ричард Линклейтер изначально рассчитывал на участие в картине Лоуренса Фишберна и Стива Карелла, а потому образы легли на их плечи как влитые. Если вы все еще полагаете, что удел Карелла – взрослые комедии с нелепыми героями, то нет лучше способа, чтобы расстаться с иллюзиями – актер великолепен, причем именно в драматических сценах. Вообще о взаимоотношениях героев, блистательно показанных в фильме, можно было бы написать отдельный большой текст, но он не заменит просмотра картины, грустной, но жизнеутверждающей, как и большинство лент Линклейтера.