![Okko](/themes/filmru_desk/img/okko/okko_bottom.png)
Спокойствие тихого северного городка нарушено новостями о страшном преступлении, неизвестный ворвался вечером в местный ресторан и застрелил там владельца заведения и пару его приятелей
В еженедельной рубрике "Мимо кассы" мы рассказываем о фильмах, которые не появятся в российском кинопрокате, но все-таки могут заслуживать вашего внимания.
Спокойствие тихого северного городка нарушено новостями о страшном преступлении, неизвестный ворвался вечером в местный ресторан и застрелил там владельца заведения и пару его приятелей. Пока полиция ведет расследование, семьи погибших готовятся к похоронам, вот только безутешными вдовы не выглядят – Лила рассчитывает на сбережения супруга, чтобы закрыть свои долги, а Бернадетт рада избавиться от старого брюзги, стоящего на пути ее настоящих чувств. Наемный убийца же тем временем ведет приятельские разговоры с владельцем местного мотеля Сэмом, ожидая оплаты удачно провернутого дельца. Вот только оплата задерживается, и злодей решает компенсировать свои затраты ограблением, которое связывает в тугой узел четверку персонажей.
Тема «скелетов в шкафу» жителей маленького тихого пригорода или даже городка столь же неисчерпаема, как и сюжетный ход с преступлением, зашедшим слишком далеко или пошедшим не по плану. Складывать две эти составляющие можно и так, и эдак – даже при самых скромных способностях и талантах на триллер идеи наскрести можно. Для чего-то большего нужно, конечно, добавить интересной мотивации злодеям, сделать персонажей выпуклыми и живыми, а обстоятельства украсить запоминающимися деталями, но это занятие для киноэстетов – автору и зрителю попроще будет достаточно атмосферы нуара, серых пейзажей, пары жестких сцен и отстраненного взгляда камеры.
«Смерть на Аляске» режиссера Джейми Дагга – это ровно такой академический триллер-нуар с четко выверенными линиями, аккуратно подстриженными уголками, старательно прописанным орнаментом и уверенно нанесенными основными штрихами. Но напрочь лишенный души. В фильме достаточно трогательных и драматичных сцен, но лента выглядит механической неживой конструкцией, коллекцией очевидных, предсказуемых персонажей, обреченных с первых кадров фильма. Представьте себе «Ограбление казино» без хлестких диалогов и харизматичных персонажей или «Просто кровь» без юмора и эмоций – и получите «Смерть», серую и безликую, как долины Аляски.
Зрителя не должно обманывать наличие в списке занятых в картине актеров таких заметных имен, как Джон Бернтал, Имоджен Путс или Розмари ДеВитт – они не показывают в кадре ничего выдающегося. Бернтал старательно изображает противоположность Карателю и прочим своим брутальным персонажам, чуть что лезущим в драку. Наоборот, его Сэм старательно избегает конфликтов, да и вряд ли может кому-то противостоять после полученных в молодости травм. Имоджен Путс просто не хватает экранного времени – все ее сцены можно пересчитать по пальцам одной руки, да и в тех она чаще с отрешенным видом смотрит вдаль. Разве что ДеВитт демонстрирует хоть какие-то чувства и эмоции, но к сюжету они имеют опосредованное отношение, а героиня ее служит всего лишь мостиком для столкновения Героя и Злодея.
Увы, но и на сторону персонажа Кристофера Эббота становиться зритель вряд ли захочет – залетный киллер Элвуд в картине совершенно никак не раскрывается, все попытки автора его оживить (рассказ про отца – фаната родео или звонок матери по телефону) выглядят настолько искусственными и наигранными, что хочется видеть за ними какой-то коварный замысел, но нет – это всего лишь плохо прописанный образ. Да еще и скверно сыгранный в нелепо поставленных сценах – эпизоды с нападением на ресторан, драка у телефонной будки, ограбление и финальная перестрелка сняты крайне неудачно, в них нет ни одного заранее продуманного движения, а послевкусие от фильма остается такое, словно снимали его либо в жуткой спешке, либо в режиме крайней экономии.
Впрочем, возможно и из этого сухаря выжать немного пользы или удовольствия. Заметно, например, что сценаристы уделили достаточно времени проработке эмоциональной связи между Сэмом и Бернадетт – здесь есть и страсть, и стыд, и острое стремление раскрыть миру свои отношения, помноженное на горечь измены. Вот только это ли хочет увидеть зритель, пришедший смотреть триллер о двух жестоких преступлениях и расплате за них?
«Смерть на Аляске» неслучайно не получила широкого проката, это кино и не нацелено на массового зрителя. Его можно рекомендовать поклонникам жанра или фанатам Бернтала (но не Путс), да и тех стоит предупредить о том, что 90 минут они вряд ли проведут, раскрыв от напряжения рот и забывая дышать. Кино не трогает ничего внутри, оно похоже на дежурную отметку в фильмографии, курсовую работу, отчет об изученных приемах жанра. Этого недостаточно для привлечения внимания.