Нейробиолог Гордон Данн создает устройство, которое позволяет вычленять, записывать и проигрывать воспоминания. В ночь презентации прибора ученый погибает при загадочных обстоятельствах
Нейробиолог Гордон Данн (Мартин Донован) создает устройство, которое позволяет вычленять, записывать и проигрывать воспоминания. В ночь презентации прибора ученый погибает при загадочных обстоятельствах. Пока полиция и коллеги Данна теряются в догадках, мужчина по имени Сэм Блум (Питер Динклейдж), который чувствует себя в долгу перед исследователем, похищает прототип прибора и пытается использовать его, чтобы разобраться в случившемся. Сэм пристально изучает воспоминания, записанные Данном, и применяет прибор, чтобы проверить тех, кого он подозревает в убийстве.
Воспоминания – неотъемлемая часть нашего сознания. Они делают нас теми, кто мы есть, и они приносят нам радость и боль. Порой одно и то же вспоминание может быть невероятно приятным и запредельно болезненным. Воспоминания могут нас поддержать, а могут мучить. В то время как одни люди пытаются что-то вспомнить, другие стараются что-то забыть.
Хотите услышать еще какие-нибудь самоочевидные банальности о памяти и воспоминаниях? Посмотрите малобюджетную фантастическую драму канадца Марка Палански «Вспомнить заново». Картина выстроена как детектив, и она выдерживает интригу вплоть до кульминационных откровений, но снята лента не для того, чтобы зрители вместе с главным героем ломали голову над загадкой смерти Данна. Гибель ученого – лишь повод для бесед Сэма с подозреваемыми, а эти беседы преимущественно посвящены воспоминаниям и их влиянию на людей. Сэма, например, мучает память о гибели брата, к которой Блум невольно приложил руку (Сэм был за рулем, когда машина попала в аварию, и он трусливо сбежал с места катастрофы). Данн же занялся своими исследованиями, чтобы примириться с воспоминаниями о погибшей дочери и сохранить их в мельчайших подробностях.
Тема «Вспомнить заново» довольно интригующа, но раскрыта она чрезвычайно бедно, без тени блеска и изобретательности картин вроде «Помни…» Кристофера Нолана. Показательно, что, например, персонажи упоминают о том, что извлеченные с помощью прибора воспоминания могут быть искаженными или неполными, однако эти слова так и остаются словами, и герои воспринимают записи как священное писание. Очевидно, создатели фильма хотели поиграть с недостоверностью памяти, однако не придумали интересных ходов. Так что они отказались от этой идеи, но забыли вычеркнуть из сценария ставшую лишней строчку. Неаккуратная работа, которая попутно выдает дефицит вдохновения.
Точно так же картина не делает ничего существенного с тем, что устройство Данна провоцирует галлюцинации. Ну, преследуют Сэма видения его брата. И что с того? Судя по тому, как он живет и как себя ведет, память о брате преследовала его задолго до того, как Блум начал использовать прибор. Видения Сэма поддерживают мрачную атмосферу ленты, но ничего содержательного не добавляют. В отличие от видений, скажем, в «Коматозниках», где они становится двигателем сюжета.
Как мы уже заметили, в конечном итоге все нагнетание тени на плетень во «Вспомнить заново» сводится к тривиальностям, которые перечислит любой человек, если вы попросите его порассуждать о памяти. Смотреть ради этого сумрачный двухчасовой фильм без тени юмора и со слабой детективной линией нет никакой нужды. Разве что вы хотите полюбоваться на монотонную, но проникновенную игру Динклейджа и его коллег, которые изображают мучимых горем людей. Мы же лучше пересмотрим сцены Динклейджа в «Игре престолов», потому что они куда разнообразнее, и Тирион раз в десять интереснее, чем Сэм Блум.