Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Интервью

«Мир без любви – это очень грустное зрелище»: интервью с продюсером Надеждой Мотиной

Продюсер, кинопрокатчик, президент компании Arna Media Надежда Мотина о бизнесе и искушениях, удачах и падениях, любимых фильмах и Райане Гослинге.

25 января Текст: Елена Слатина Обсудить
Добавить в закладки
«Мир без любви – это очень грустное зрелище»: интервью с продюсером Надеждой Мотиной

Надежда Мотина для Printed.

Знаю, что в детстве вы занимались синхронным плаванием. Достигли высоких результатов?

Нет, просто в детстве я была очень хрупким ребенком, и, чтобы улучшить мое здоровье, мама отдавала меня в разные секции. Синхронное плавание хорошо вписалось в мою жизнь, но я не была профессиональной спортсменкой и не выступала на соревнованиях. Правда, однажды я переплывала Волгу, но потом, к сожалению, отошла от спорта.

И тем не менее при внешней хрупкости вы сохранили спортивный характер…

Пришлось… В индустрии меня долго не воспринимали как человека, который руководит бизнесом. Вспоминается любопытная встреча с моими любимыми режиссерами Оливье Накашем и Эриком Толедано (создатели «1+1». – Прим. ред.). Я выпускала их «Праздничный переполох», пригласила в Москву, показывала им город. И чувствовала, что они смотрят на меня с сомнением, мол, что это за девочка? А потом мы начали обсуждать релиз фильма, я объяснила, какая у нас будет стратегия, как мы готовим креативы, и в этот момент они поняли, что я не просто девочка, а еще и профессионал. И мы настолько подружились, что они познакомили меня со своими родителями, стали мне доверять и хотели, чтобы их новый фильм «Шопоголики» выпускала я. Важно понимать, что компания Gaumont прекратила сотрудничество с Россией, но Накаш и Толедано буквально настояли на том, чтобы я стала их дистрибьютором. И по личной просьбе режиссеров Gaumont заключила сделку со мной. И теперь они потихоньку начинают какие-то еще контракты заключать, но в начале этого года они категорически не работали с Россией.

А есть в этой истории все же часть вашей женской силы? Видите ли вы в своей гендерной принадлежности какие-то преимущества перед мужчинами?

Я искренне думаю, что женщины более открыты. В киноиндустрии я поработала практически со всеми компаниями – выпускала кино с «ЦПШ» во времена Марка Лоло и Рубена Дишдишяна, работала с Universal, с «Каскадом», «Вольгой». То есть я не стеснялась приходить к партнерам и говорить: «Давайте что-нибудь сделаем вместе». Ведь женщины, как мне кажется, меньше озабочены своим статусом, своим имиджем и своим авторитетом, чем мужчины. Женщины спокойнее идут на диалог, спокойнее признают свои ошибки, слушают и прислушиваются. А слышать партнера и не считать себя всегда правым – это очень важное качество для бизнеса. Для меня результат всегда был выше амбиций.
У меня однажды были сложные переговоры с компанией Medusa (крупный итальянский холдинг, который занимается производством и дистрибуцией кино. – Прим. ред.), я покупала у них права на ремейк «Идеальных незнакомцев», и Medusa вела себя, с моей точки зрения, просто невообразимо. У меня по этому поводу было очень много слов и эмоций, но моей главной задачей было завершить эту сделку, а не комментировать работу внутри компании и улучшать процессы. То есть я спокойно откладываю все свои чувства и эмоции в сторону и иду к своей цели маленькими шажками.

Это как раз не совсем женское качество, как многим кажется. Вам действительно легко держать все эмоции при себе или это обманчивое впечатление?

Держать все эмоции при себе сложно и неполезно для здоровья, но я искренне люблю кино. За 23 года в индустрии мне абсолютно не надоело этим заниматься. Недавно режиссер фильма «Бери да помни» Байбулат Батуллин вспомнил, как он в 2011 году во время поездки из Казани в Стамбул специально остановился в Москве, чтобы посмотреть картину «Пина: Танец страсти». Это фильм Вима Вендерса, который я в свое время купила и выпускала как первый артхаус в 3D. Никто в этот проект не верил, а я в него влюбилась и выпустила. И сейчас слушать, как человек, которому тогда еще и двадцати лет не было, говорит, что свою новую картину он хочет построить на том эмоциональном опыте, для меня просто потрясающе. 

Какое кино вы любите смотреть просто для себя в свободное от работы время?

Я люблю очень разное кино. Я из тех, кто фанател от фильма «Сумерки» и читал эту книжку. Я с наслаждением смотрю на Райана Гослинга в картине «Серый человек». Я очень люблю анимацию – мы с сыном дважды смотрели и обсуждали «Пиноккио Гильермо дель Торо», а лучший фильм из тех, что я увидела на недавнем фестивале в Торонто, – это новый Миядзаки («Мальчик и птица». – Прим. ред.): он очень трогательный, грустный, местами трагический, но прекрасный, и меня восхищает то, что, будучи человеком очень-очень взрослым, Миядзаки сохраняет внутри себя огромную детскость, веру в чудо, нежность и человечность. В общем, у меня очень широкая палитра того, что меня радует, поэтому и до аудитории я умею доносить очень разный контент.

Вы сказали, что влюбились в «Пину» Вендерса. Случается так, что чувства у вас начинают преобладать над разумом? Ведь есть чувства, а есть бизнес.

Однажды у меня было огромное искушение – я встречалась с Райаном Гослингом: нас было шесть человек, мы сидели в комнате шикарного отеля, и Райан Гослинг уговаривал купить его режиссерский дебют («Как поймать монстра». – Прим. ред.). При этом он смотрел мне в глаза. Это был момент высочайшего соблазна, но я удержалась, потому что заранее прочитала сценарий. Я не купила это кино.

Да вы «железная леди»!

Да-да, это один из этих моментов, когда мое женское эго было затронуто, Гослинг мне очень нравится – он красив, талантлив и умен, но я не поддалась. А как-то раз я получила приглашение от Зака Эфрона посмотреть «Стальную хватку», которую мы выпускаем, на премьере в Далласе. Но этому искушению я решила поддаться и не пропустить это событие, потому что там будут все-все-все, и это будет классное мероприятие.

Есть еще одно внегендерное чувство – зависть. Вам приходится с ней сталкиваться?

Недавно на моем дне рождения Рубен Дишдишян, произнося тост, сказал: «Интересно, есть ли у Нади недоброжелатели?» Я охотно верю, что есть люди, которые с удовольствием наблюдают за моими падениями и неудачами, которые у меня тоже случаются, потому что я живой человек, и нет никого у нас в индустрии, кто каждый раз попадал бы в десятку. Но при этом, когда у меня случился успех с фильмом «Зеленая книга», которая обошла по сборам многие большие проекты и собрала в разы больше, чем «Бабушка легкого поведения», меня поздравили буквально все. В этом великая магия нашего бизнеса – ты можешь иногда найти клад и вовремя распознать его ценность. Я всегда радуюсь такому везению: я выпускала первый фильм Дункана Джонса «Луна 2112» до того, как он снял «Варкрафт», первый фильм Дэмьена Шазелла «Одержимость» – до того, как он снял «Ла-Ла Ленд», и еще несколько прекрасных проектов режиссеров до того, как они стали большими и все про них узнали. Я чувствую себя счастливой, находясь внутри этой индустрии, и благодарю судьбу, что мне удалось в нее попасть в тот момент, когда она только начинала строиться, а я почти ничего не знала про кино.

А как вы в нее попали?

По образованию я историк, в 2000 году окончила Историко-архивный институт, который на тот момент уже вошел в РГГУ. Получив свой красный диплом, я сразу поняла, что применить его негде. При этом я часто ходила в Музей кино и на фестивали, много смотрела. И вот однажды абсолютно случайно увидела объявление – только что образовавшийся журнал Total DVD набирал сотрудников. Я отправила резюме, через час мне перезвонили, через два часа я приехала на собеседование, и меня сразу взяли на работу. Так все и началось.

В какой момент вы превратились из очарованной девочки, которую с порога взяли на работу, в человека, для которого карьера в кинобизнесе стала осознанным решением?

Наверное, после того как я перешла из этого журнала, где занималась административной и журналистской работой, в компанию, которая была связана с закупкой прав. Я ничего не знала про закупку прав и, впервые попав на Берлинский кинорынок, просто ходила и спрашивала всех, чем они вообще тут занимаются? А потом я первый раз в своей жизни увидела контракт по стандарту IFTA на 40 страниц и пыталась разобраться, что это и что с этим нужно делать, и впоследствии магия этого всего меня затянула безвозвратно. Первым моим успехом стал «Господин Никто», который мы выпустили на четырех копиях. А это были времена, когда копия была пленочная, весила 25 кг, а субтитры на ней прожигались физически. И вдруг интерес к нашему фильму оказался так высок, что мы ночами переносили копию из одного кинотеатра в другой, чтобы у нас состоялся показ и там. И эти четыре копии были вскоре засмотрены до дыр.

А как вы купили этот фильм?

О, это была целая история и настоящая школа для меня! Я погрузилась во вселенную этого фильма еще на стадии сценария, потом увидела его на экране, потом изучила, как выпуск картины выглядит глазами инвесторов, глазами создателей, глазами дистрибьютора. И тогда я окончательно поняла, что хочу быть частью этого бизнеса, и уже после, совершая сделки, я понимала, что участвую в финансировании будущей ленты и благодаря тем деньгам, которые я приношу продюсерам в этот момент времени, фильм либо запускается, либо не запускается. Например, в этом году у меня большой успех с фильмом «Два, три, демон, приди!», который я купила на этапе сценария. Это вообще чудная история – два блогера без какого-либо опыта решили сделать кино, нашли небольшой бюджет, в этот проект особо никто не верил, но на этом этапе я и представители еще четырех стран решили их поддержать. И своими контрактами мы показали продюсерам, что да, мы можем помочь вам собрать финансирование. Проект запустился и получился очень удачным. Его показали на «Сандэнсе», и наутро после показа режиссерам уже звонили Джордан Пил и помощник Спилберга. Все поняли, что это потрясающее кино и что оно соберет много денег. И сейчас все дистрибьюторы, которые с ним работали, абсолютно счастливы, но когда проект только запускался, поддержать двух непонятных блогеров решились только я и еще четыре человека, мы дали этому фильму зеленый свет.

А что вы считаете своими ошибками и падениями?

Когда я работала на других людей, то часто расстраивалась, потому что мои руководители не верили в мое чутье. Моя работа заключалась в том, что я давала оценку фильму и говорила: «Давайте мы купим его за сто долларов, а заработаем на нем двести». Среди таких картин были, например, «Артист» и «Три метра над уровнем неба». Но я получала ответ: «Кто это будет смотреть?» и «Нам это не надо». Сейчас, когда я принимаю решения самостоятельно, то могу взять всю ответственность на себя и, если мне какой-нибудь проект нравится, могу его купить и ничто не ограничивает. Я, конечно, ошибаюсь, но сейчас стала спокойнее относиться к своим ошибкам, потому что я живой человек и не могу все делать правильно. Прошлый год был наполнен ошибками, сложностями, эмоциями, но я себя за них сейчас не корю, не осуждаю.

А вообще вы самоед?

Я перфекционист – это тяжело. У меня все время висит список дел, которые я должна сделать, и если день закончился, а я что-то не успела, меня это гнетет. Я все время стараюсь себя разгрузить, но не получается. Потому что наша компания Arna Media сейчас очень активно растет, у нас три направления – внутренняя дистрибуция, международная дистрибуция и производство, куча проектов, множество различных идей и инициатив, которые требуют внимания. Компания молодая, нам всего полтора года, и часть процессов еще не до конца выстроена.

Что из направлений вам развивать интереснее всего?

Международную составляющую. Недавно общалась с компанией А24 про фильм «Мастер и Маргарита», и они сказали, что тот постер, который у нас представлен для русского рынка, похож на постер «Достать ножи», и это не совсем то, как данный фильм стоит представлять на международный рынок. Невероятно интересно – понять, как видит проект человек, у которого нет нашего школьного бэкграунда и который ничего не знает про книжку. Любопытно научиться понимать, как вообще российское кино воспринимается в других странах. Например, фильм «Мира» вышел в этом году в Южной Корее и было очень интересно исследовать, как его воспринимали азиаты в контексте их собственного соперничества с Голливудом. И конечно, очень любопытно, как фильм рождается от идеи до готового художественного произведения. Ведь раньше я работала с тем, что делали другие, а сейчас я тот человек, который собирает этот пазл. Теперь я беру на себя ответственность за решения – какому сценаристу доверить идею, какому режиссеру доверить сценарий. Ведь надо угадать человека, для которого проект станет личным, а не просто «на заказ», надо угадать, что режиссер хочет сделать сам, и просто доверить ему это. Тогда все полетит и будет вдохновение, слезы, высокие рейтинги, хороший «сарафан».

Когда вы покупаете кино, то, наверное, во многом ориентируетесь на собственный вкус. А когда снимаете, вам необходимо учитывать вкус массовой аудитории, который с вашим может не совпадать.

Поскольку мы снимаем кино на собственные деньги, то есть у нас нет каких-то прекрасных спонсоров, а также нет господдержки, то, конечно, наша задача делать продукт, который принесет прибыль. При этом для меня важно, чтобы он все же соответствовал моим ценностям. В ноябре мы выпустили в прокат наш первый продюсерский проект «Добро пожаловать в семью: Повар из Неаполя». Это сиквел прошлогодней картины, которая выходила в сложное время, в прокате мы недобрали, но фильм появился в цифровых кинотеатрах и обрел огромную фан-базу, то есть у нас только на «Кинопоиске» больше трехсот тысяч оценок и средний балл 7,4, что для русскоязычного проекта очень много. То есть для меня это был, скажем так, безопасный бизнес-кейс, где я сразу понимала, как смогу вернуть инвестиции, верила в режиссера, мне очень нравились герои, и я фактически дала возможность режиссеру просто продолжить его историю. Для всех, кто знаком с первой частью, это увлекательное классное приключение. Для тех, кто не знаком, это самостоятельный фильм про то, как итальянская мафия сталкивается с российскими ребятами…

А насколько отличается ваш личный вкус от вкуса аудитории?

Я бы не сказала, что здесь есть такое жесткое противоречие. Мне кажется, что есть хорошее кино и есть плохое кино. Если получается хорошее кино – оно нравится аудитории. Если фильм четко спозиционирован, то та группа, для которой ты его делаешь, его оценит. Есть фильмы, которые делаются для небольшой аудитории, например аниме, и на своей родине оно очень четко разбито: это продукт для девочек 10–12 лет, это – для девочек 14–16 лет и так далее. С любым продуктом в принципе примерно так же: у тебя есть определенная аудитория, и если ты понимаешь, что она хочет посмотреть, ты можешь дать ей то, что она от тебя ждет. Ну и разумеется, это должна быть хорошая, качественная история, где не провисают линии и не теряются персонажи.

Хорошая качественная история – это и есть обычно самое сложное.

Да, поэтому я трачу огромное время на заявку. То есть еще до того, как мы переходим к написанию сценария, в рамках заявки обсуждаем историю – верим ли мы в персонажей, вызывают ли они у нас эмоции, есть ли у нас структура, есть ли у нас развитие. И только потом мы пишем большой сценарий, потому что править длинный текст гораздо тяжелее, чем короткую заявку. И я не думаю, что могу как-то воспитывать вкус аудитории, но я могу снимать кино, которое совпадает с моими ценностями, и мне просто хочется, чтобы людей, которые эти ценности разделяют, становилось больше.

Что бы вы назвали своими основными ценностями, которыми вы никогда не поступитесь даже во имя крупной прибыли?

Для меня очень важна свобода, я уважаю право людей иметь разные мнения, уважаю то, что люди разные, и это нормально. Что мы все можем прекрасно сосуществовать и нам очень важно слышать друг друга. Мне кажется, что мир без любви – это очень грустное зрелище, поэтому хочется, чтобы в мире была любовь и чудо.

Вы в кинобизнесе уже больше 20 лет. Как вам кажется, меняется ли вкус аудитории? Понятно, что и в середине 90-х, и сейчас, и через 20 лет людям будет нравиться хорошее кино и не нравиться плохое. Но тем не менее есть у вас как у историка, как у зрителя, как у профессионала наблюдения, что потребности аудитории как-то меняются? Или зрительские ожидания – это константа, и людям всегда хочется поумиляться над мелодрамой, поужасаться на ужасах, посмеяться над комедией и куда реже поплакать над социальными драмами.

Сейчас людям тяжело, драм хватает в жизни, и мир никак не перестает нас неприятно удивлять событиями, которые происходят вокруг. Поэтому я вижу очень четкий запрос на эскапизм, который подтверждает фильм «Чебурашка» и другие проекты, переносящие аудиторию в милое, доброе, безопасное место – в сказку или, например, в прошлое, где все хорошо, понятно и ничего не меняется.
Я также вижу запрос на просмотр ужасов в кинотеатрах, потому что люди вместе переживают свой страх и таким образом от него избавляются. Ведь вокруг столько всего происходит, и люди не успевают к этому адаптироваться, множество ужасов падает на тебя безостановочно, и у тебя нет другой планеты, где все стабильно и прекрасно. А кино – это наша дверь в другой мир, где мы покричали, освободились, монстр нас не съел, и мы пошли спокойно спать, либо мы переносимся в теплый уютный мирок, где главное зло – это Баба-яга, а все остальное – доброе и понятное. Здравствуй, советская сказка.

А как выглядит ваш уютный мирок, в который вы прячетесь, если не в кино? Какие у вас хобби, увлечения?

Я люблю готовить и экспериментировать на кухне, придумывать разные странные сочетания продуктов. Недавно, например, я сделала сливу с чесноком и утиной грудкой. И все, кто попробовал, были в восторге, и я сама тоже – очень простые ингредиенты, быстро все это делается, но получается очень вкусно.

Творческий подход во всем.

Да, наверное, я люблю готовить все, сама делаю шоколад, мороженое, разные коктейли, не люблю только дрожжевое тесто. В свою студенческую молодость я из водки делала разные напитки с ягодами, травами и специями. Помню, мы ездили в археологическую экспедицию, и там я из вишни и подручных материалов варила разные зелья. Я была очень популярной девочкой среди мальчиков, как вы догадываетесь.

Вам хватает времени на то, чтобы быть матерью? Или, как у любой бизнес-леди, дети с юных лет работают?

У меня двое детей: сыну девять лет, дочери – пятнадцать. Моя дочь озвучивала маленькую Марго Робби в фильме «Тоня против всех». Артистов-детей очень мало, мы не могли найти подходящий голос, а она как раз подошла. И мне хотелось погрузить ее в этот процесс, чтобы она понимала, как это все рождается, чем занимается мама и как зарабатывать деньги. Она уже несколько наших проектов озвучивала, я плачу ей гонорар, она довольна. А еще у нас с ней был очень прикольный опыт: мы выпускали фильм «Джим Пуговка и машинист Лукас», и на этот проект я привлекла Марьяну Ро, моя дочь была ее огромной фанаткой, но на премьеру с ее участием поехать не смогла. И мы с сыном специально для дочери фотографировались с ней и отправили фотографии. Так что мое материнство с работой время от времени пересекается.

А какое кино ваши дети смотрят?

Моя дочь любит ужасы и на свой день рождения она решила повести друзей на «Два, три, демон, приди!», что мне было очень приятно. Мой сын любит короткие ролики на YouTube, мы с ним с удовольствием смотрим анимацию и разные фэнтезийные фильмы. Из последнего нам очень понравился российский мультфильм «Финник». Сейчас сын читает «Гарри Поттера». Я рада, что читает, а не только смотрит.

Ваша профессиональная мечта на сегодня, она какая?

Чтобы у нас был мир без границ, чтобы мы могли свободно выпускать российское кино в любой стране мира, а в России могли показывать любое иностранное.

А ваша девичья мечта?

Сделать кино с большой звездой. Да, желательно, чтобы это был мужчина звезда и мы повеселились на съемках.

Райан Гослинг?

Было бы великолепно.

Это и другие интервью читайте на страницах Printed.

Фотограф: Анна Павлова, визажист: Ольга Горячева

Фотограф: Анна Павлова, визажист: Ольга Горячева
Текст: Елена Слатина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?