Подростковая комедия о том, как страшно быть собой в 10-м классе.
ММКФ и «ВГИК-Дебют» второй год подряд преподносят зрительские премьеры в ласковом и румяном жанре coming-of-age. В 2023-м с публикой встретилась «Ада» — нежнейшая ода взрослению Станислава Светлова. В рамках нынешнего смотра эстафету первых открытий хрупкого возраста перенимает драмеди «Хуже всех» Саши Кармаевой — история о победе над буллингом и поисках диалога с самой собой.
Ксюше Субботиной (Римма Латышева) довелось пережить самый неуютный школьный кошмар наяву: во время просушивания на концерт для выпускников ученица не смогла даже открыть рот, пока ее подруга Слава (Рина Назарова) заботливо и старательно перебирала струны укулеле. Улюлюканья одноклассников вперемешку с особенно «остроумными» замечаниями о комплекции неудачливой исполнительницы прервала заклятая врагиня и самая популярная девочка в школе (да, тот самый типаж) Баранова (Софья Аржаных): Ксюша к выступлению не допущена и может не тратить время на репетиции. Поражение приходится умножать на два или даже возводить в степень, потому что, во-первых, в зале сидел Погуляев (Микита Воронов), а во-вторых, у Субботиной сегодня день рождения.
Даже если десятиклассница новую жизнь не собиралась начинать, исходя из дат в личном календаре взросления, то все равно пришлось. Чтобы не огорчаться из-за оскорбительных позывных, Ксюша решает «Жируху» превратить в узнаваемый бренд на просторах Сети: заводит WokTok (или какой-то созвучный аналог приложения с короткими видео) и смело докладывает о своих провалах, чтобы доказать всем вокруг, а главное, себе: буллинг не беда! Впрочем, Субботина следует довольно древней стратегии выживания в старших классах: если быть красивой не получается, остается только быть смешной изо всех сил.
Смешной, непосредственной и сумасшедше органичной в первую очередь удается быть исполнительнице главной роли Римме Латышевой — артистка-дебютантка лечит обаянием сценарную прямолинейность и не самую выдающуюся романтическую линию — то ответной, то не очень, то, может быть, все-таки любви. Ксюша решает двигаться к концу четверти то ли на сопротивление, то ли на вечное «слабо» с самой собой — не боится валять дурака и говорить громко, когда просят помолчать. Но более всего старается выбраться за рамки и раздвинуть стереотипы типажей, которые толпятся на школьной дискотеке: ботаники, отличницы, скейтбордисты и девочки-совершенство каждый год выпускаются из школы. Оживить сотни раз оживавшие типажи стараются и авторки ленты.
Как и шепчет интонация, «Хуже всех» — дебютное полнометражное кино и для режиссерки Саши Кармаевой, и для сценаристки Лики Панкратовой: лента в целом отвечает всем привычным категориям первых фильмов. История вышла искренняя, личная и синонимичная — можно увидеть кивки и «Дрянным девчонкам», и «Милой Фрэнсис» (та в свое время кланялась «Дурной крови» Леоса Каракса). И в то же время «Хуже всех» — лента пусть и зверски обаятельная, но не сложносочиненная, сложенная из кирпичиков по всем заветам жанра. Удивительно другое: и сегодня приличное драмеди, которая отзывается целевой аудитории, выглядит не симптомом стабильного состояния киноиндустрии, а редким праздником к выпускному всех неидеальных выпускниц.
Смотрите фильм «Хуже всех» на ММКФ в конкурсе «Русские премьеры»