Мы тут всегда любили пострашнее, поэтому изначально предпочли Шерлока Холмса, хотя Арсен Люпен появился немногим позже. В начале XX столетия писатель Морис Леблан придумал этого Арсена по заказу своего редактора -- как "наш французский ответ англичанам". И писал про него потом до смерти, целых 35 лет. В основном -- короткие рассказы. Во Франции персонаж стал фольклорным героем и впервые был экранизирован еще в 1916 году...
В 17-м перебрался в Голливуд, в 23-м в Японии великий Кендзи Мидзогути снимал аж узкоглазого Люпена. Пережив с тех пор около 20 экранизаций, Люпен регулярно представал в облике лучших артистов своего времени – Джона Бэрримора, Мелвина Дугласа, Жюля Берри, Жана-Клода Бриали. На сей раз на приличные деньги (23 млн. евро) за него взялся молодой французский режиссер Жан-Поль Саломе ("Бельфегор - призрак Лувра" /Belphegor, Phantom of the Louvre/ (2001)). Главная роль доверена молодому Ромену Дюри ("Испанка" /Euro Pudding/ (2002)). Но вряд ли мы и на сей раз сильно это полюбим.
В отличие от богатого сыщика, кокаиниста и скрипача Шерлока Холмса, Арсен Люпен – нищий вор, бабник и алкоголик. Но он одевается аристократом, у него беглые пальчики, быстрые ножки и неотразимые нафабренные усики, поэтому он остается неуловимым, как Холмс неуязвим. Главное достоинство образа – чувство юмора. Саломе решил осовременить образ и весь юмор убрал. Экранизировал самый мистический роман серии, "Графиня Калиостро". Запихнул в него сразу все люпеновские похождения, с раннего детства до глубокой старости. Запихнул также серьезных звезд – Кристин Скотт Томас, Паскаля Грегори. Стал претендовать на "пафосный блокбастер". Однако страшнее не стало и серьезнее не стало. Стало похоже на кашу-шрапнель, тягучую, комковатую и на вкус совершенно никакую.
Сын вора, в детстве потерявший отца на краже самого знаменитого ожерелья XVIII века, Арсен Люпен весь конец XIX века пытается разгадать тайну его смерти. Статус благородного разбойника сталкивает его со многими: с хорошенькой подругой детства Клариссой (Ева Грин) и с нестареющей Жозефиной, графиней Калиостро (Скотт Томас), видавшей ожерелье еще в момент изготовления. Но мало двух баб, ворюга чем-то насолил таинственным заговорщикам, с которыми, в свою очередь, связан некий бандит Боманьон (Грегори), бывший любовник графини. Только все это тоже не суть. Нет, в придачу нужен набор драгоценных старинных распятий, которые все конкуренты хотят собрать вместе, чтобы потом найти что-то, гораздо более ценное. Но и не около этого, как и не около ожерелья, крутится все кино. Все крутится постоянно на какой-то периферии: как Клариссе мешает отец, как отцу мешает Люпен, Люпену – Боманьон, а графиня вся в шоколаде ходит в роскошных платьях вместе с охранником, у которого полчерепа снесено, но кожей затянулось. На этой периферии будет много драк и погонь, балов, выстрелов и гипноза, кусочек секса, капелька волшебства, но какой-то одной загадки, которую разгадаешь, кайф словишь и всех поймешь, так и не появляется. И получается бегом-бегом и без разбора.
Сюжета нет, все вразнобой – отец, распятия, графиня и подруга. Все блестит, но где золото? Где хоть какой-то свой золотой ключик, после того как такие совсем недавно имелись в "Видоке" /Vidocq/ (2001) и "Багровых реках 2" /Crimson Rivers 2: Angels of the Apocalypse/ (2004)? Ни ретро-футуристической компьютерной реальности, ни современно-старинной кровавой напряженки, никакого объяснения присутствию в этом блокбастере серьезных звезд, а сам Арсен Люпен не тянет. Ромен Дюри – смазливый парень, но грим налицо, а мускулатура жидкая. Хлюпик и бесхарактерный, ему не сопереживается. Очень скучно. Ближе к завершению остается вообще одна хронология, сплошь галопом по Европам – только бы развязаться, чем с кем когда дело кончилось. На фоне памяти об этой хронологии – канун Первой мировой – фигура еще более одномерной, чем Арсен Люпен, графини Калиостро становится даже жалкой. Бред, зачем нам она? Нам графа Калиостро до сих пор не хватило?
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.