Давно прошли те времена, когда за научные изыскания можно было оказаться в тюрьме, в монастыре или даже на костре, сегодня наука – движитель прогресса. Однако с каждым новым открытием все больше этических вопросов возникает в адрес ученых
Классическая картина Джеймса Уэйла с Борисом Карлоффом в главной роли стала ярчайшим образчиком как страха человека перед экспериментами ученых, так и «комплекса бога», присущего многим светлым головам. Свое «существо» Генри Франкенштейн собирает из частей тел, украденных из могил, намереваясь «неживое» превратить в «живое», и, кажется, даже преуспевает в этом. Одна беда – вместо мозга выдающегося ученого «существо» получает мозг преступника, а вместе с ним и тягу убивать. Ставший каноническим образ огромного монстра, обезображенного шрамами и порезами, является сегодня одним из самых узнаваемых в мировом кино. При этом ужас осознания того, что кто-то когда-то сможет оживить мертвого, до сих пор многих заставляет дрожать.
Знаменитый писатель-фантаст Герберт Уэллс за свою долгую жизнь успел напугать читателей самым разным образом: от нашествия инопланетян до заката человечества в непримиримой войне. Роман «Остров доктора Моро» рассказывает о том, что ждет мир в случае торжества вивисекции и других экспериментов над животными и человеком. Таинственный остров доктора Моро населен в книге и фильме ужасными монстрами, зловещими гибридами медведя и волка, гиены и свиньи, а то и человека и леопарда. Фантастический фильм с участием Берта Ланкастера и Майкла Йорка интересен не только спецэффектами, но и очевидной мыслью о том, что насилие над природой чревато даже для самых умных личностей.
Одной из самых привлекательных технологий будущего из нашего сегодняшнего дня видится телепортация, мгновенное перемещение из одного уголка планеты в другой. Посмотрев научно-фантастический фильм ужасов Дэвида Кроненберга «Муха», вы, возможно, откажетесь вызываться первым протестировать новое изобретение. Главный герой фильма построил две капсулы, с помощью которых живая и неживая материя может перемещаться с немыслимой скоростью. Испытание на себе окончилось катастрофой, вместе с Сетом в кабинке оказалась муха, и теперь ДНК ученого совмещена с клетками насекомого. Очень скоро мужчина начинает страшным образом изменяться, при этом теряя не только человеческий облик, но и остатки разума. Такая человекомуха – опасность для вех, кто ее окружает.
Профессор Преображенский в знаменитом телевизионном фильме Владимира Бортко «Собачье сердце» не позволил своему эксперименту выйти за рамки дозволенного. Прооперированный им пес, обратившийся в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, вполне мог стать полезным членом общества, не затяни его сменившийся в стране общественный строй. Большой опасности Шариков для человечества не представлял (хотя, кто знает, может, в 1937 году он стал бы самым яростным борцом с врагами народа), но выдающийся хирург не стал дожидаться милости от природы и вернул плоду своего эксперимента первоначальный четвероногий гавкающий вид. Опасность устранена, а одна из самых любимых отечественных картин разобрана ныне на цитаты.
Фантастический триллер Бретта Леонарда «Газонокосильщик», вопреки общепринятому мнению, не очень много имеет общего с одноименным рассказом Стивена Кинга. Картина об умственно отсталом парне, с помощью специальных препаратов развивающего свой интеллект, а вместе с ним и парапсихологические способности, имела оригинальную идею и от книги взяла только название да громкое имя автора. Лента стала одной из вех в развитии компьютерной графики в кино, так как существенная часть действия происходит в виртуальной реальности, куда помещен разум титульного героя. Увы, как и большинство людей, всю жизнь обижаемый газонокосильщик Джоб с появлением новых возможностей использует их не во благо, а с целью отомстить. Невероятный научный прорыв, способный перевернуть представление о разуме, оборачивается трагедией.
Лишь для самых молодых зрителей знакомство с динозаврами начнется в ближайшие дни с «Мира Юрского периода», родители же их впервые с ископаемыми предшественниками человечества на земле познакомились двадцать лет назад в картине Стивена Спилберга «Парк Юрского периода». По сюжету ленты динозавров ученые восстановили, воспользовавшись извлеченной из плененной в янтаре капельки крови гигантского ящера. «Коктейль из динозавров» никто тогда мешать и не думал, хватило того, что тираннозавр свою агрессивность проявил сразу же. Тем, кто оказался в момент выхода эксперимента из-под контроля ученых, не поздоровилось, зато кинотеатры до сих пор в восторге – динозавры отлично продаются, несмотря на всю их экранную опасность.
Пока человечество не обнаружило следов жизни на других небесных телах (молчите, агент Малдер!), куда сумело забросить свои научные «щупальца», но что будет, когда в распоряжении ученых окажутся клетки инопланетных организмов? Герои фантастического хоррора «Особь» скрестили ДНК, формула которой получена из космоса, с земными клетками, и в результате одного из экспериментов получили девочку по имени Сил. Растущая не по дням, а по часам девочка внезапно проявляет агрессию и вырывается из лаборатории, ее цель – спаривание и материнский инстинкт. Весьма целомудренный по нынешним временам фильм в середине 90-х стал настоящей эротической бомбой благодаря великолепной Наташе Хенстридж и окружающему ее ансамблю актеров. Лента получила три продолжения, хотя и не столь успешных, как оригинальный фильм.
Еще одно скрещение человеческого организма и космической заразы получилось из сценария фильма Жан-Пьера Жене «Чужой: Воскрешение». Поле многострадального третьего фильма действие ленты снова перенеслось в открытый космос, где на космическом корабле проходят эксперименты по клонированию лейтенанта Рипли, предпочетшей смерть смешению своих генов с клетками ксеноморфа. Ученым удалось добиться появления организма, внешне выглядящего как знаменитая охотница на Чужих, но управлять ею они не в состоянии, в жилах новой Эллен Рипли течет кислота, а внутри бьется сердце безжалостной убийцы. Кроме того, на корабле параллельно ведутся работы по изучению уцелевших экземпляров страшных космических тварей, и весь этот клубок гадов направляется к Земле. Кто-то должен это остановить, и кому, как не Рипли, поставить точку в бою человека и монстра?
Супергероическим боевиком «Люди Икс» в 2000 году режиссер Брайан Сингер открыл новую большую главу в кинематографе, его лента уже продолжена шестью картинами, несколькими мультсериалами и видеоиграми. И это не считая грядущих постановок о мутантах. Да, мы привыкли называть Людей Икс мутантами, но в жизнь едва ли не каждого из героев так или иначе вмешивались люди в белых халатах, наброшенных поверх военных мундиров. Центральному персонажу всей линейки картин франшизы – Росомахе – «повезло» родиться с когтями, выдвигающимися из кулаков, но только с помощью ученых из костяных его орудия убийства превратились в адамантиевые. И Росомаха с удовольствием «благодарит» своих «создателей» при каждом удобном случае, обращая свою ярость и неуязвимость против полковника Страйкера и его подручных.
Из одного только первого фильма зомби-франшизы «Обитель зла» вовсе неочевидна фатальная роль корпорации «Амбрелла» в накрывшем землю апокалипсисе, но тем, кто посмотрел хотя бы большую часть из вышедших пяти лент, все более-менее понятно. Фармацевтический гигант слишком увлекся созданием вирусов и стал причиной утечки одного из самых опасных из них – имеющего литеру «Т». Жертвой эксперимента стало все человечество – города опустели, страны вымерли, горстки выживших вынуждены постоянно сражаться за свою жизнь с полчищами «ходячих». Сильнейшим противником корпорации, ответственной за конец миропорядка, становится бесстрашная Элис – девушка, обладающая как невероятными умственными способностями, так и ни с чем не сравнимым талантом убивать. Таланта, впрочем, пока явно не хватает – на носу уже шестая картина серии, а победа все так же далека.
Если завязкой для сюжета почти всех ранее перечисленных нами картин стала какая-то ошибка, допущенная экспериментаторами-генетиками, то в фантастическом боевике Майкла Бэя «Остров», живописующем наше недалекое будущее, все идет отлично. Настолько отлично, что люди даже могут позволить себе выращивать клоны для того, чтобы использовать затем их органы в качестве запчастей для своего тела. Кое-кому из клонов, впрочем, существующее положение вещей кажется несколько обидным и несправедливым, а потому клоны – герои Юэна МакГрегора и Скарлетт Йоханссон отправляются на поиски своих «прототипов», чтобы выяснить, чем это их хозяева лучше них самих. Один из самых недооцененных фильмов Бэя, выведший на авансцену будущую главную блондинку Голливуда.
Куда могут завести эксперименты с конструированием новых живых существ из «запчастей» существующих видов, рассказывает фантастическая драма режиссера Винченцо Натали «Химера». Ее главные герои, супружеская пара ученых-биологов, добывают ценный белок из организмов, полученных путем скрещивания различных животных. Когда же в погоне за производительностью супруги соединяют ДНК животных и человека, то на свет появляется удивительное создание, которое ученые продолжают изучать вопреки всем правилам подобных экспериментов. Конечно, любопытство это оказывается пагубным, загадочное дитя с телом, в котором сочетаются женщина, птица и скорпион, быстро растет, обучается и даже умеет летать. Что может помешать ему покинуть «отчий дом» и жить по собственным правилам? Ученым остановить свое создание будет очень непросто.
Завершить же наш топ хочется примером того, как фантастический по смелости эксперимент может привести к тому, что человек станет врагом самому себе, так как является одновременно и создателем, и объектом. Герой фантастического триллера Уолли Пфистера «Превосходство» работает над созданием суперкомпьютера, способного вместить в себя все знания и навыки человечества и тем самым имеющего возможность изменить мир к лучшему. В самый разгар эксперимента герой становится жертвой террористов, а его жена, стремясь сохранить хоть какую-то часть любимого, соглашается «перенести» его разум в новый суперкомпьютер. Результат превзошел все ожидания – изобретатель стал частью системы, им созданной, но, растворившись в ней, он утратил и свою человечность. Новый сверхразум обернулся против людей, по крупицам создававших его веками своих исследований. И в этом прячется главный страх перед всем новым, преследующий человека на протяжении всей его истории.