Для Норвегии, возможно, и событие, но для остального мира рядовой триллер, лишенный неожиданных поворотов, живых эмоций и поводов сопереживать главным героям
Для Норвегии, возможно, и событие, но для остального мира рядовой триллер, лишенный неожиданных поворотов, живых эмоций и поводов сопереживать главным героям.
Геолога Кристиана после долгих лет в горах ждет спокойный берег Северного моря. В свой последний день на станции геологического мониторинга мужчина обнаруживает подозрительные показания сейсмодатчиков, кажется, высоко в горах назревает серьезный обвал породы. Коллеги убеждают Кристиана, что беспокоиться не о чем, списывают тревожные данные на помехи, не желая верить в угрозу. Между тем природа берет свое – обвал действительно происходит, но страшен не камнепад в отдаленной малонаселенной местности, а то, что обрушившаяся в реку порода вызвала гигантское цунами, способное смыть целый город на своем пути. Кристиан должен позаботиться о своей семье и оказать помощь остальным эвакуирующимся.
Нужно иметь какой-то особенный склад ума или непреодолимую страсть к северным широтам, чтобы сегодня живо интересоваться скандинавским кинематографом. Не то чтобы кино Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии или Исландии полностью стерто с синефильской карты мира, но времена Бергмана, Фон Триера или Винтерберга как авторов исключительно европейских прошли – кто-то стал общемировой классикой, кто-то сменил работу на комфортный Голливуд. Остались, безусловно, отдельные выскочки вроде Рубена Эстлунда в артхаусе или Тимо Вуоренсолы в китче, но это слишком малая капля во всеобщем море кино, чтобы придавать их новым работам особое значение. Однако «Волна» Роара Утхага вызывает определенный интерес у всех, кто хоть чуть-чуть заглядывает вперед в календарь новинок – Утхауг назначен постановщиком перезапуска франшизы о Ларе Крофт, и настоящим фанатам стоит поближе познакомиться со взглядами режиссера, прежде чем отправляться грабить гробницы в 2017 году.
Так что же представляет собой норвежский фильм-катастрофа? По большому счету ничего особенного. В случае с «Волной» зрителям даже не придется традиционно посыпать голову пеплом со словами: «Вот! Даже чухонцы научились делать хорошее кино, а у нас все еще одних “Беременных” снимают!» Нет, «Волна» проста, как три копейки, и на ее фоне даже российские «72 метра» и «Метро» выглядят историями куда более сильными драматургически, и сценарно. У скандинавов же получился этакий универсальный иллюстрированный учебник, как снимать кинокатастрофу, с одной маленькой оговоркой – это «рыба», к которой непременно нужно дописать яркие характеры, эмоциональные мотивы и приковывающие внимание зрителя действия.
Действительно, по всем канонам жанра первые 45 минут на экране происходит «ничего». Во всех фильмах-катастрофах это «ничего» пытаются раскрасить по-разному – уже упомянутое «Метро», например, сделало упор на человеческий фактор, размолвку в семье главного героя, голливудские «Разлом Сан-Андреас» или какой-нибудь «2012» обычно развлекают небольшими локальными «катастрофками» в ожидании «Большого Бума». У «Волны» все проще – здесь нет ни добросовестного конфликта, ни сколько-нибудь приподнятого напряжения, персонажи живут обычной жизнью, изредка прерываясь на столь же унылую суету. Выдержать эти три четверти часа непросто, но обычно оно того стоит.
Не в случае с «Волной». Вряд ли зрителя, регулярно посещающего кинотеатры в поисках острых ощущений, можно будет удивить размахом графики скромного по мировым масштабам периферийного фильма. Да, гора. Да, волна. Да, разметанные, как сухие листья, машины. Да, затопленный отель. Но… И что? Ничего особенно изобретательного вы не увидите. Затопленное убежище с жадно глотающими воздух пленниками мы где только не видели, обилием трупов и разрушениями наши черствые сердца не размягчишь, смытую с дороги машину сегодня может нарисовать любой «второклассник от Голливуда». Остается уповать на сильные эмоции героев. Но и тут ждет разочарование.
Конечно, все можно списать на ледяную холодность северных народов, но их безэмоциональность – не самая странная черта. Гораздо страннее то, как себя ведут главные герои в критической ситуации. Всем хочется смотреть на героев, но отец, который свою дочь бросает на дороге, чтобы вернуться и вытащить ногу застрявшей между машин знакомой на фоне многометровой волны, выше любого понимания. А как вам хладнокровное прощание супруги Кристиана Идун с женщиной, которая три минуты назад отказалась от собственного спасения ради того, чтобы помочь, но была смыта волной? Можно ее было спасти? Наверное. Но не суровой скандинавке. Мораль вообще показана в фильме весьма кособоко. Вроде бы это и идеалистический взгляд, но явно не самый гуманный.
Впрочем, все это огрехи по большей части сценарные, Утхауг же рук не опускает и делает свое дело. Да, скорее всего, это всего лишь крепкий ремесленник, человек, старательно воплощающий на экране прописанные в сценарии строки. И это неплохо, но если обращаться к началу нашего рассказа, то вряд ли от такого режиссера стоит ожидать прорыва в Голливуде. Там таких середняков полно, и только он сам должен решать – лучше быть первым в Осло или сто первым в Лос-Анджелесе.
С 10 декабря в кино.