Полный рефлексий и самокопаний фильм — неплохо снятый, но уж слишком пытающийся чему-то научить зрителя
Два молодых парня, Саша и Петя, — типичные представители молодой столичной богемы. Их дни — сплошная тусовка и попытки найти что-то, что сделает их «особенными». Но после самоубийства одного друга оба парня пускаются в долгий путь саморазрушения и осознания. Путь, полный признаний, жестокости и разъедающей всё и всех кислоты.
Получив возможность совершить большой режиссёрский дебют, молодой актёр Александр Горчилин в словах и мыслях стеснять себя не стал. В «Кислоте» он замахнулся не на какую-то маленькую жанровую историю, а на целый портрет поколения: полный, всеобъемлющий, с долгими рассуждениями о прошлом и будущем.
Горчилин погружается в проблемы и недостатки локального мира, пытается исследовать их и дать оценку, но в своих изучениях не может сам, к сожалению, выйти за рамки описываемого пространства. Проще говоря, Горчилин говорит о трагедии столичной молодёжи с позиции самой столичной молодёжи, замыкается в собственном микрокосме. Потому на выходе получается нечто такое же локальное, фильм, что называется, «для своих».
Не имея шанса на взгляд сверху, режиссёр обрекает картину на отчаянный поиск тесной связи со зрителем. «Кислоте» жизненно важно чем-то «зацепить» аудиторию, дать понять, что фильм с ней на одной волне, что он говорит конкретно о её нелёгкой судьбе. Стремление само по себе неплохое, но вот методы Горчилина расстраивают — тут вам и нудные морализаторские монологи, и крикливые лозунги («Будь хоть кем-то!»), и откровенная манипуляция. Не хватает разве что интертитров, огромным шрифтом провозглашающих: «Так жить нельзя!»
За идеологической стерильностью где-то в «Кислоте» скрыто действительно талантливое кино, с интересными характерами и грамотной (пускай и не всегда) постановкой. Но им не даёт раскрыться вот эта излишняя нарочитость, тяга к метафоризации всего, что только можно. Да, параллель между разъеданием пионеров и крещением ребёнка (к слову, единственная по-настоящему сильная сцена фильма) сама по себе интересна, но это как бы высказывание само в себе, не идущее ни на шаг дальше. За ним будто скрыто громкое желание сказать хоть что-то, и это желание лишает «Кислоту» всякой естественности.
Во всём фильме заметен налёт театральности: есть он и в эксцентричных перформансах актёров, и в том же неумолимом желании сделать из картины манифест. При всём уважении к труппе «Гоголь-центра», для перехода в другой медиум им явно нужна твёрдая рука, кто-то вроде Серебренникова, кто может обуздать театральную энергию и вылить её на экраны. Иначе выходит «Кислота» — то ли кино, то ли шоу, то ли арт-инсталляция. Для кого-то — всё сразу. Для других — вообще ничего.
С 4 октября в кино.
Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграм, чтобы ничего не пропустить!