Успешное хождение фестивального режиссера в народ.
Этнический грек Зинос Казантзакис держит в Гамбурге забегаловку с гордым названием “Soul Kitchen”, которое звучит как издевательство: кормят там кое-как. Дела у Зиноса тоже плохи: он надорвал спину, а подружка свалила в Китай. Положение спасает новый эксцентричный шеф-повар и то, что район становится богемным. Но делать управляющим брата-уголовника была плохая идея.
Счастье-то какое: немецкий турок Фатих Акин – не акын, а массовик-затейник. За «Головой о стену» – драму про любовь немца и турчанки – он получил «Золотого медведя» в Берлине. За «На краю рая» – мелодраму про смерть турчанки в Германии и немки в Турции – сценарный приз в Канне. Казалось, эта песня про тяжелые отношения двух культур будет вечной. Но тут Акин хлопнул ракии со шнапсом и завел рок-н-ролл. Обалдевшая от жары и артхауса публика Венецианского фестиваля на «Душевной кухне» чуть не отбила ладоши. Жюри выписало фильму специальный приз. Где-то на Балканах наверняка занервничал Эмир Кустурица, почуяв, что его монополии на этнические комедии грозит кебаб.
«Душевная кухня» – настоящее народное кино. Жирная и сочная, как баварская сарделька, история про обаятельных лузеров и малый ресторанный бизнес содержит все, что нужно для пищеварительной комедии – вплоть до оргии под афродизиаками, в которой возлегли рядом акула-риэлтор и вобла-налоговый инспектор. Фатих Акин снял что-то вроде «особенностей национальной кулинарии». Нюанс лишь в том, как он трактует понятие «национальное».
Если ты сумел обустроить какое-то место, завести там друзей и создать уют – значит это и есть твои родина и дом. И не важно, турок ты, немец или грек: этническая принадлежность живущих в Гамбурге героев – всего лишь забавный штрих, но никак не двигатель сюжета. Подход, привычный скорее для американского, чем для европейского кино, где даже иммигранты во втором-третьем поколении мыкаются в поисках культурной идентичности; но этим занудством Акин переболел в предыдущем фильме, а теперь – дискотека. И никакого сиртаки: грек Казантзакис не только назвал свое заведение по песне Doors, но и отчаянно косит под Джима Моррисона. И никаких претензий на большое искусство: гамбургский счет оплачивается в любой свободной кассе.