Он пугает, а мне противно -- можно перефразировать упрек, обращенный к старому русскому писателю, относительно нового японского режиссера. "Темные воды" Хидео Накаты -- только беспомощная, хотя и беспардонная, эксплуатация популярности его предшествующего "Звонка". Пока смотришь, еще туда-сюда, но противно потом, когда понимаешь, что тебя буквально пальцем делают.
Опять на экране мать и дитя плюс призрак чужого дитяти. Но если в "Звонке" надо было доискиваться, кто, чего и откуда, что в нем и привлекало, "Темные воды" пользуют просто пару назойливых образов, долженствующих нагнать как можно больше страха. Это красная детская сумочка и протечка на потолке. Сумочка будет появляться и появляться, куда ее ни девай, протечка будет увеличиваться и увеличиваться, как ее ни замазывай. Под конец уже думаешь, хоть бы их всех на фиг затопило, как это часто бывает с нами, когда этажом выше проживают пьющие соседи. Заодно вспоминаешь детсадовскую присказку "дураки красное любят". Про детсад вообще очень уместно.
Дело в том, что мать и дитя переехали на новую квартиру по причине развода. Отец отсуживает ребенка, мать срочно ищет работу, ребенок в детском саду. Вполне жизненная ситуация. Но ребенок женского пола по имени Икико нашел на крыше дома сумочку с написанным на ней именем Мицуко, а мать увидела связь между сумочкой и протекающим потолком. На двери этажом выше тоже было написано "Мицуко", а рядом с детсадом висело объявление, что ребенок женского пола с этим же самым именем бесследно исчез пару лет назад. Мицуко тогда попала в аналогичную ситуацию: ее родители развелись. И вот нужный ребенок Икико тоже начинает хронически исчезать, а ненужный Мицуко, наоборот, периодически появляется. Мать впадает в истерику, отцу только это и надо, ребенка скоро отсудят, а злобный призрак льет на голову несчастным потоки грязной воды. Вдруг появляется красавец-адвокат и вроде бы верит матери, и помогает ей доказать свою правоту, и все, кажется, о'кей. Не тут-то было. Куда же тогда девать, блин, столько воды и сумочек? Все кончается плохо.
Нарастающая назойливость как прием, между прочим, приемлема, но вся мистика в данном случае выглядит очень дешево по одной простой причине. Нет мотива, чего призрак привязался именно к этим людям. Дело в том, что, когда Мицуко исчезла, ее собственные родители еще год не съезжали с квартиры. Ждали, вдруг она вернется, потом только переехали. Так что ж она не вернулась к собственным предкам – хоть призраком, хоть живьем? Что она им не мстила, не топила родную мамашу, видимо, заслужившую это своей невнимательностью и занятостью? Что она дожидалась какую-то истеричку, к чему ей мачеха-то? Чтоб доказать нам, зрителям, что дети – это святое, свои они или чужие? Мы этого не знаем? Или что детский сад – плохой сад, и там если цветы растут, то исключительно на могилу своих родителей? Это тоже нам невдомек? Или что, наконец, детство как таковое – вовсе не золотая пора, а страшная и одинокая? Конечно, мы сами никогда не были детьми.
От абсолютной искусственности нарастающего пафоса теряется доверие ко всем "саспенсам" и спецэффектам. Ну, прячется все время камера за спиной персонажа, будто тайный свидетель, ну, мелькают все время в глубине кадра то полуразложившаяся ладошка, то спутанные волосики, то ножки до колен. Ясное дело, страшно, когда кто-то есть, а его не должно быть. Но без мотива слишком хорошо видно, как все это делается и как оно на самом деле убого. Весь "саспенс" притянут за уши, чтобы очередная мать могла в очередной раз пожертвовать собой – без мистики, по Накате, это уже не проходит. А почему, собственно?
В "Темных водах" есть материал, из которого мог бы выйти вполне приличный фильм. Это весьма колоритные характеры и повседневность сегодняшнего Токио. Муж-тихая подлость, старый консьерж-пофигист, управдом-проходимец, директор детсада-ханжа, воспитательница-лицемерка. Жирненькая такая. Многоквартирный дом тоже впечатляет контрастом уюта в квартире при полном неуюте сразу за входной дверью. Наконец, Хитоми Куроки нормально сыграла мать – что-то в ней даже есть от Тереховой из "Зеркала", только переосмысленное и свежее. Как и Терехова, она – корректор в издательстве и не знает, как выжить после развода. Правда, мужа не любит, но все равно жить сама не приучена. Короче, могла бы выйти нормальная драма о нервности каждой сегодняшней минуты, лишь нарастающей от всех плодов просвещения – от лифтов и мобильников, детсадов и судов, от водопровода и канализации. Нервы на пределе, все победы – пирровы, все поражения уже неразличимы. Так оно есть, оказывается, в Токио.
Вышла, однако, чистая профанация как мистики, так и драмы. Очень вторично и очень нечестно. Лучше еще раз сходить на "Звонок" Вербински.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.