Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Темные воды»

Он пугает, а мне противно -- можно перефразировать упрек, обращенный к старому русскому писателю, относительно нового японского режиссера. "Темные воды" Хидео Накаты -- только беспомощная, хотя и беспардонная, эксплуатация популярности его предшествующего "Звонка". Пока смотришь, еще туда-сюда, но противно потом, когда понимаешь, что тебя буквально пальцем делают.

Добавить в закладки

Опять на экране мать и дитя плюс призрак чужого дитяти. Но если в "Звонке" надо было доискиваться, кто, чего и откуда, что в нем и привлекало, "Темные воды" пользуют просто пару назойливых образов, долженствующих нагнать как можно больше страха. Это красная детская сумочка и протечка на потолке. Сумочка будет появляться и появляться, куда ее ни девай, протечка будет увеличиваться и увеличиваться, как ее ни замазывай. Под конец уже думаешь, хоть бы их всех на фиг затопило, как это часто бывает с нами, когда этажом выше проживают пьющие соседи. Заодно вспоминаешь детсадовскую присказку "дураки красное любят". Про детсад вообще очень уместно.

Кадр из фильма "Темные воды"

Дело в том, что мать и дитя переехали на новую квартиру по причине развода. Отец отсуживает ребенка, мать срочно ищет работу, ребенок в детском саду. Вполне жизненная ситуация. Но ребенок женского пола по имени Икико нашел на крыше дома сумочку с написанным на ней именем Мицуко, а мать увидела связь между сумочкой и протекающим потолком. На двери этажом выше тоже было написано "Мицуко", а рядом с детсадом висело объявление, что ребенок женского пола с этим же самым именем бесследно исчез пару лет назад. Мицуко тогда попала в аналогичную ситуацию: ее родители развелись. И вот нужный ребенок Икико тоже начинает хронически исчезать, а ненужный Мицуко, наоборот, периодически появляется. Мать впадает в истерику, отцу только это и надо, ребенка скоро отсудят, а злобный призрак льет на голову несчастным потоки грязной воды. Вдруг появляется красавец-адвокат и вроде бы верит матери, и помогает ей доказать свою правоту, и все, кажется, о'кей. Не тут-то было. Куда же тогда девать, блин, столько воды и сумочек? Все кончается плохо.
Кадр из фильма "Темные воды"

Нарастающая назойливость как прием, между прочим, приемлема, но вся мистика в данном случае выглядит очень дешево по одной простой причине. Нет мотива, чего призрак привязался именно к этим людям. Дело в том, что, когда Мицуко исчезла, ее собственные родители еще год не съезжали с квартиры. Ждали, вдруг она вернется, потом только переехали. Так что ж она не вернулась к собственным предкам – хоть призраком, хоть живьем? Что она им не мстила, не топила родную мамашу, видимо, заслужившую это своей невнимательностью и занятостью? Что она дожидалась какую-то истеричку, к чему ей мачеха-то? Чтоб доказать нам, зрителям, что дети – это святое, свои они или чужие? Мы этого не знаем? Или что детский сад – плохой сад, и там если цветы растут, то исключительно на могилу своих родителей? Это тоже нам невдомек? Или что, наконец, детство как таковое – вовсе не золотая пора, а страшная и одинокая? Конечно, мы сами никогда не были детьми.
Кадр из фильма "Темные воды"

От абсолютной искусственности нарастающего пафоса теряется доверие ко всем "саспенсам" и спецэффектам. Ну, прячется все время камера за спиной персонажа, будто тайный свидетель, ну, мелькают все время в глубине кадра то полуразложившаяся ладошка, то спутанные волосики, то ножки до колен. Ясное дело, страшно, когда кто-то есть, а его не должно быть. Но без мотива слишком хорошо видно, как все это делается и как оно на самом деле убого. Весь "саспенс" притянут за уши, чтобы очередная мать могла в очередной раз пожертвовать собой – без мистики, по Накате, это уже не проходит. А почему, собственно?
Кадр из фильма "Темные воды"

В "Темных водах" есть материал, из которого мог бы выйти вполне приличный фильм. Это весьма колоритные характеры и повседневность сегодняшнего Токио. Муж-тихая подлость, старый консьерж-пофигист, управдом-проходимец, директор детсада-ханжа, воспитательница-лицемерка. Жирненькая такая. Многоквартирный дом тоже впечатляет контрастом уюта в квартире при полном неуюте сразу за входной дверью. Наконец, Хитоми Куроки нормально сыграла мать – что-то в ней даже есть от Тереховой из "Зеркала", только переосмысленное и свежее. Как и Терехова, она – корректор в издательстве и не знает, как выжить после развода. Правда, мужа не любит, но все равно жить сама не приучена. Короче, могла бы выйти нормальная драма о нервности каждой сегодняшней минуты, лишь нарастающей от всех плодов просвещения – от лифтов и мобильников, детсадов и судов, от водопровода и канализации. Нервы на пределе, все победы – пирровы, все поражения уже неразличимы. Так оно есть, оказывается, в Токио.

Вышла, однако, чистая профанация как мистики, так и драмы. Очень вторично и очень нечестно. Лучше еще раз сходить на "Звонок" Вербински.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?