Небезукоризненный, но впечатляющий рассказ о героическом спасении моряков с тонущего танкера во время сильного шторма
Небезукоризненный, но впечатляющий рассказ о героическом спасении моряков с тонущего танкера во время сильного шторма.
В 1952 году нефтяной танкер попадает в сильнейший шторм и переламывается пополам. Его носовая часть сразу же тонет, но корма удерживается на плаву, поскольку в ней находятся насосы, откачивающие забортную воду. Впрочем, оставшиеся в живых моряки осознают, что в течение нескольких часов их постигнет судьба погибших товарищей, среди которых были капитан судна и первый помощник. Поскольку спасательный флот уже задействован в другом месте, помочь экипажу танкера может лишь маленький катер Береговой охраны под командованием боцмана Берни Уэббера (Крис Пайн). Но шторм поднимает волны на высоту многоэтажного дома, и каждая из них может утопить утлое суденышко. Поэтому все на посту, где служит Берни, отлично понимают – парень и трое его товарищей отправляются на верную смерть. Если, конечно, они решатся выйти в бушующий океан из безопасной бухты.
Бывают такие истории, в которые невозможно поверить, если не знаешь, что они случились на самом деле. Спасение моряков танкера «Пендлтон» – одна из таких историй. Не будем подробно расписывать все трудности, с которыми столкнулись спасатели и экипаж танкера (морякам пришлось изрядно потрудиться, чтобы продлить пребывание судна на поверхности), но одного грандиозного шторма было достаточно, чтобы приговорить всех участников событий к смерти в ледяной воде. Тем не менее многие из них спаслись, и это не было чудом. Моряки и спасатели выжили, потому что сохранили холодную голову и четко выполнили свою мужскую работу. Именно так, без кавычек – если бы экипаж танкера наполовину состоял из женщин, он бы, наверно, погиб (парням потребовалось много грубой силы).
Бесспорно, команда Уэббера и экипаж «Пендлтона» заслужили увековечивания в кино – по тем же причинам, по которым в нашей стране снято столько фильмов о Брестской крепости. Молодежь должна знать о героизме предков, чтобы в случае необходимости черпать в нем вдохновение. Конечно, герои «Шторма» сражаются со стихией, а не с нацистами. Но многометровая волна ничуть не менее страшна, чем немецкий танк, и нужно быть крепкими парнями, чтобы не сдаться под ее натиском.
К чести австралийского режиссера Крейга Гиллеспи, который уже давно перебрался в голливудское кино, надо сказать, что к его ленте непросто придраться. Да, «Шторм» не претендует на высокую художественность и тонкий драматизм. Это прямолинейное, деловитое, нарочито старомодное повествование о храбрости и уме простых парней, отнюдь не кажущихся прирожденными героями. Но как еще рассказать такую историю, если хочется сделать это искренне, без иронических вывертов и излишних в данном случае обобщений? И, в общем и целом, лента справляется с поставленной перед ней задачей. Она ярко обрисовывает ситуацию в океане и на суше, не перегружает рассказ непонятным морским жаргоном и использует убедительную компьютерную графику для демонстрации смертоносного шторма.
Основное действие фильма связано с моряками, но в событиях также участвует невеста Берни в исполнении Холлидей Грейнджер (одна из сестер Золушки в недавней экранизации сказки), и это позволяет зрителям почувствовать ужас тех, кто ждет на суше вестей о своих близких и боится, что вести будут похоронными. Конечно, Мириам в объективно лучшем положении, чем ее суженый. Но ее, обычно предприимчивую и боевитую девушку, угнетает то, что она ничем не может помочь Берни. Она не может даже подбодрить его по радио. И ее психологическая пытка оказывается не менее страшной, чем физические и духовные испытания Берни.
К сожалению, в картине все же есть промахи, которые мешают поставить ей высокий балл. Главный из них связан с образом главного героя. В отличие от прошлых персонажей Пайна, Берни показан стеснительным и закрытым парнем, который строго следует правилам и приказам. Он настолько «не такой как все», что вызывает в памяти аутичного героя первого удачного фильма Гиллеспи «Ларс и настоящая девушка». Сценарная идея здесь, очевидно, была в том, чтобы противопоставить слабость героя на суше его героической решимости в море. Но режиссер и актер перегнули палку, и Берни вышел настолько аутичным, что возникает чувство, будто он рискует жизнью не потому, что отличается «тихим героизмом», а потому, что функционирует как робот, не могущий ослушаться приказа. Разве такой персонаж нужен героическому кино?
Еще одна проблема фильма связана с образом главного прапорщика Клаффа, который отдает Берни вышеупомянутый приказ. Кто он – злодей фильма, намеренно пытающийся погубить своих подчиненных, или просто солдафон, передающий вниз по цепочке невыполнимые приказы? Картина никак не может в этом разобраться, и двойственность в изображении Клаффа не красит «Шторм», а без нужды запутывает его, отвлекая внимание от действительно важных вещей.
Наконец, Пайн не вполне достоверен в роли, которую ему приходится играть. Персонажи вроде капитана Керка из «Стартрека» ему куда ближе, и Берни дается актеру с видимым трудом. Наверно, Пайну было интересно вырваться из привычного амплуа, но фильм от этого пострадал. Хотя и несущественно.
С 4 февраля в кино.