На этой неделе в российский прокат выходит блокбастер «Черепашки-ниндзя 2», который, как и его предшественник, в первую очередь предназначен тем, кто ностальгирует по популярнейшему мультсериалу 1990-х
На этой неделе в российский прокат выходит блокбастер «Черепашки-ниндзя 2», который, как и его предшественник, в первую очередь предназначен тем, кто ностальгирует по популярнейшему мультсериалу 1990-х. В России это шоу было почти так же известно, как на Западе, однако в то время мы мало что знали о предыстории и истории создания «Черепашек-ниндзя». Пора восполнить этот пробел! Мы представляем вам десять малоизвестных в России фактов об истории черепашек-ниндзя.
1. В каждой шутке…
С годами «Черепашки-ниндзя» стали настоящей «корпоративной машиной», однако придумали их не сотрудники какой-нибудь крупной студии, а два молодых художника независимых комиксов, Кевин Истмен и Питер Лэрд. История проекта началась с того, что Истмен, дурачась во время домашнего «мозгового штурма», нарисовал человекоподобную черепаху с нунчаками и в маске. Друзьям так понравилась парадоксальная идея медлительной рептилии, которая сражается как японский воин, что они придумали еще троих черепашек-ниндзя и нарисовали о них 40-страничный черно-белый комикс «Подростки-мутанты черепашки-ниндзя». Затем они сами издали его в мае 1984 года, одолжив $1000 у дяди Истмена. Соавторы не планировали продолжать историю черепашек, но комикс продавался так бойко, что они нарисовали еще один выпуск. А потом еще один. И еще, и еще…
2. Художники от слова «худо»
Поскольку черепашки-мутанты были ниндзя, их создатели изначально хотели их назвать восточными именами. Однако затем Истмен и Лэрд решили, что будет смешнее и абсурднее, если и без того нелепые герои будут носить имена, никак не связанные с какими бы то ни было боевыми искусствами. Поэтому черепашки были названы в честь знаменитых итальянских художников эпохи Возрождения, которых Истмен и Лэрд особенно любили: Леонардо, Донателло, Микеланджело и Рафаэль. Так как комикс был черно-белым, то изначально у всех четырех черепашек были маски одного цвета, и читатели различали рептилий-близнецов по их оружию (две катаны у Лео, нунчаки у Майки, боевой посох у Донни и пара кинжалов-сай у Рафа). В дальнейшем, когда комикс был превращен в мультсериал, черепашки получили разноцветные маски, чтобы маленькие зрители меньше думали об оружии персонажей и могли их различить, даже когда те не вооружены.
3. Сорвиголовы
Комикс «Черепашки-ниндзя» был придуман как пародия на популярные в то время комиксы – прежде всего на цикл «Сорвиголова». По неофициальной версии происхождения черепашек рептилии мутировали под влиянием радиоактивной жидкости из той самой канистры, которая минутами ранее привела к мутации маленького Мэтта Мердока. Самая очевидная параллель между двумя комиксами – имена сэнсеев главных героев. В то время как Мердока превратил в воина учитель по прозвищу Стик («палка»), черепашек воспитал крыса-сэнсей Сплинтер («щепка»). Как и «Сорвиголова», комиксы о черепашках изначально были весьма жестокими и кровавыми, с регулярными убийствами. Первый выпуск заканчивался убийством Шреддера!
4. Синдром Майкла Джексона
В ранних выпусках комиксов о черепашках их будущая подруга Эйприл О’Нил была темнокожей программисткой, работающей на чернокожего «безумного ученого» Бакстера Стокмана. Когда героиня осознавала, что ее босс использует запрограммированных ею роботов для совершения преступлений, Эйприл переходила на сторону черепашек. При разработке мультсериала О’Нил превратили в светлокожую и рыжую телерепортершу (видимо, руководствуясь ее ирландской фамилией). Стокман также был «перекрашен», и ему вернули его изначальный цвет кожи лишь в XXI веке (в новых «Черепашках-ниндзя 2» злодея сыграл известный комик Тайлер Перри). О’Нил же так и осталась белой женщиной. Правда, кожа Меган Фокс чуть темнее, чем кожа героини мультсериала.
5. Человек-терка
Кевин Истмен придумал доспехи Шреддера, главного злодея «Черепашек-ниндзя», когда однажды увидел большую терку для сыра с ее характерными зубцами-резцами. Ему так понравились эти зубцы, что он хотел назвать злодея «Человеком-теркой». Однако его соавтор Лэрд придумал более звучное и зловещее, но тоже кухонное по своей природе прозвище Шреддер («измельчитель»).
6. Хомячки, в атаку!
Колоссальный успех «Черепашек-ниндзя» вдохновил множество подражателей, также пытавшихся изображать «крутых» животных. Истмен как-то насчитал в одновременной продаже более 20 независимых комиксов с названиями вроде «Несовершеннолетние радиоактивные хомячки с черными поясами» и «Младшеклассники-кенгуру с грязными генами, знающие кунг-фу». Однако ни один из них даже близко не мог подобраться к популярности черепашек. Единственным исключением из правила были «Мыши-рокеры с Марса», но это был не комикс, а мультсериал, который продержался в эфире три сезона.
7. «Пицца-убийца»
К началу 1987 года комиксы Истмена и Лэрда стали столь популярны, что зашла речь о производстве игрушек и фигурок на их основе. Однако компания Playmates Toys, к которой обратились представители художников, боялась выпускать игрушки по мотивам независимого комикса, который отсутствует в других медиа. Поэтому было решено совместить разработку игрушек с разработкой анимационного мини-сериала «Черепашки-ниндзя», который взялась нарисовать телевизионная мультстудия Murakami-Wolf-Swenson. Чтобы вписаться в цензурные требования к мультсериалам, проект был существенно смягчен – кровавое насилие вычеркнули (так, противостоящие героям люди-ниндзя превратились в роботов), а юмор подчеркнули и усилили. Именно тогда было решено сделать черепашек фанатами пиццы и любителями катания на скейтбордах («Они же подростки!»). Тогда же в цикле появились такие комичные злодеи, как мутанты Бибоп и Рокстеди. После трех показов по ТВ мини-сериал стал столь популярен, что его история была продолжена в полноценном мультшоу, которое выходило с 1988 года по 1997-й. В 1990 году его одновременно транслировали 125 телекомпаний по всему миру. Истмен и Лэрд были недовольны переосмыслением их детища, но им было грех жаловаться. Они в то время зарабатывали десятки миллионов долларов в год, управляя своими авторскими правами на «Черепашек».
8. Черепашки против Тэтчер
По настоянию премьер-министра Маргарет Тэтчер британское правительство в конце 1980-х активно боролось с насилием в детских телепрограммах. Почему-то цензоры считали, что слово «ниндзя» само по себе столь жестоко, что его нельзя использовать в таких шоу. Под особым запретом также были нунчаки. Вероятно, потому что дети легко могли их сделать из подручных материалов и кого-нибудь зашибить, тогда как раздобыть обычное оружие малышам было непросто. Поэтому в Британии сериал назывался не «Подростки-мутанты черепашки-ниндзя», а «Подростки-мутанты черепашки-герои». Чтобы еще больше потрафить английским цензорам, создатели мультсериала в определенный момент заменили нунчаки Микеланджело на метательный крюк.
9. Рептилии в кино
Вскоре после начала трансляции мультсериала «Черепашки-ниндзя» началась работа над игровым кинофильмом по его мотивам. Несмотря на популярность комиксов, мультфильмов и игрушек на черепашью тему, все крупные голливудские студии отказались финансировать эту экранизацию. Их отпугнуло прокатное фиаско вышедшего в 1987 году фантастического фильма «Властелины Вселенной», также основанного на успешной серии игрушек и мультсериале. Поэтому «Черепашек-ниндзя» финансировала и прокатывала независимая студия New Line Cinema, известная по циклу «Кошмар на улице Вязов». Вопреки всем сомнениям прокатчиков и критике со стороны профессиональных рецензентов, вышедший в 1990 году фильм британца Стива Бэррона (постановщика ряда классических видеоклипов, включая Billie Jean и Take On Me) заработал 202 миллиона долларов при бюджете в 13,5 миллиона и поставил рекорд независимого кино. Этот рекорд был побит четыре года спустя, когда «Криминальное чтиво» собрало 213 миллионов долларов. За первым фильмом последовали два куда менее удачных продолжения.
10. А ну-ка, девушка!
После завершения трансляции мультсериала «Черепашки-ниндзя» историю героев в 1997 году попытались продолжить в игровом телесериале «Черепашки-ниндзя: Новая мутация». Его главным отличием было отсутствие Эйприл О’Нил и присутствие пятой черепашки – девушки по имени Венера Милосская, которая якобы выросла отдельно от братьев и нашлась в начале сериала. «Новая мутация» продержалась в эфире всего один год, но Питер Лэрд ее до сих пор пламенно ненавидит. Говорят, он взвивается до потолка всякий раз, когда при нем упоминают Венеру.