Зарождение легендарной злодейки из «101 далматинца» и засчитанная попытка Disney заговорить на языке PG-13.
Эстелла (Эмма Стоун) никогда не была «послушной». От драк в школе до броских чёрно-белых волос — всё в девушке взывало к протесту. Пытаясь пробиться в мире моды 1970-х, она осознаёт, что благие намерения скучны и душны. С цепи срывается безумное альтер эго героини, Круэлла ДеВиль, и переходит к стадии умеренного ада с безграничной экстравагантностью и панк-феерией.
Сразу после объявления проекта в 2019 году многие в соцсетях резонно задавались вопросом: насколько вообще важно вникать в истоки абсолютного зла, пусть комичного, но не имеющего оправданий? Ведь именно такой представала кутюрье-живодёрка со страстью к пятнистым мехам — в анимационных «Далматинцах» 1961 года и дважды в игровой версии с Гленн Клоуз. Поток воспалённого сознания, неконтролируемая мания, азбука фраз для ЛГБТК-союзников, моментально ставшая иконой стиля для дрэг-квин всех мастей.
Других функций создательницей оригинальной книги Доди Смит не предусматривалось, о сочувствии к однозначной убийце, ставшей таковой по собственному желанию, говорить не приходилось. Авторам нового прочтения — режиссёру «Тони против всех» Крэйгу Гиллеспи, сценаристу «Фаворитки» Тони МакНамаре — пришла идея сделать ДеВиль запутавшейся и неоднозначной. Всё-таки тренд есть тренд, честь и запросы «мышиной фабрики» надо отстаивать, моду на переосмысления поддерживать. В итоге фильму умудряются всучить список зазубренных шаблонов на знакомые, по-другому сформулированные вопросы, отыскать настоящую проблему испорченной души в дисфункциональной семье и как следует оторваться на костюмах, саундтреке (The Beatles, Нина Симон, Blondie) и актёрах.
«Круэлла» вышла мрачнее стандартных протоколов, спасительно ироничней утомившего «Джокера», дефилирующей дальше конкурентов по прокату и ожидаемо перегруженной. Какие вехи не перешагнёшь ради мерзкой моли, грызущей платья, пары мартини, зажигалок или «первого в истории студии гей-персонажа» (Арт, помощник Круэллы, таковым не является: до него как минимум были ЛеФу из «Красавицы и чудовища» и ежесекундно целующиеся девушки-повстанки в последних «Звёздных войнах»). «Круэлла» до дрожи хочет выйти за пределы канона, прыгнуть выше родительского контроля и запросов, но рано или поздно упирается в те же сказочные дали и возделывает непаханое поле компромиссов, против которых и затевалась в первую очередь.
Далматинцев, болеющих в фильме за «Тоттенхэм», не трогаем, комично мстим только по-настоящему плохим животным — людям. Последних представляет Баронесса (Эмма Томпсон), токсичная начальница Эстеллы, ворующая её эскизы, убивающая неугодных в прямом и переносном смысле, скоро обо всём жалеющая. Перевёрнутый гуманизм вперемешку с бутиковым феминизмом, километрами ткани и рекламными слоганами I’m the future, куда возьмут «рычащих», оказывается на поверку скисшим и совсем не обозлённым. Из них делаются вроде как съедобные панкейки, создатели награждаются за труды, но колется, жмёт и натирает ощутимо, и это при том, что визуально отточенному диснеевскому haute couture равных мало.
На руке Стоун — вполне перчатка Таноса, камни собраны в срок, вновь ожидаемо спасено положение. Цели копировать Гленн Клоуз Эмма, очевидно, не преследовала, за что стоит её поблагодарить (кэмп удаётся единицам). Восхождение или падение Круэллы актриса сделала мажорным, тщательным и даже расслабленным. Нет, правда, демонического хохота, ставшего фирменным, — за него работают взгляд в себя и слегка ницшеанская бездна, что для аудитории 12+ тоже высоко. Томпсон умудряется обойти даже их: играет редкую для своей фильмографии мерзавку, чем доставляет ещё больше восторгов, рассыпаясь на перлы и пацанские цитаты с аристократической интонацией и оливкой в зубах (не ты их, так они тебя). Их совместные сцены и диалоги с позиции комедийного тайминга и вовсе искрят от разжёвывания каждой реплики, протяжного darling и метания прищуров.
Главной бунтаркой фильма по праву является художница по костюмам Дженни Беван («Безумный Макс: Дорога ярости»), создательница сотни взрывающих разум и чувства нарядов, завидовать которым обязан каждый подающий надежды дизайнер(ка). Rock-n-roll never dies, панки всё ещё хой, к бунтарской культуре она обращается с гениальной дотошностью, не знающей предела изобретательностью. Слезать с иглы диснеевского одобрения даже после утомительных двух с лишним часов хронометража расхотелось. Один в поле не воин, усилия студии по-прежнему символичны, токенизм не испарился. На злых и скучных смотреть жалко, говорит кино, а на злых и энергичных — любо-дорого, неожиданно приятно. «Круэлла» в качестве ориджина не страшит, продолжает кормить ложечными обещаниями, старается не причитать. Ушли с маршрута? Так это здорово, stay a little bit mad.