22 года спустя новое поколение игроков берет в руки уже не фишки, а джойстики – и переносится в джунгли, чтобы сыграть не на жизнь, а на смерть
Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о картине, в которой четверо старшеклассников становятся участниками видеоигры в обликах колоритных взрослых аватаров. Никто из них прежде не подозревал, что может выглядеть как Дуэйн «Скала» Джонсон!
Предыстория фильма
У голливудского продюсера и топ-менеджера Питера Грубера репутация, мягко говоря, неоднозначная. Когда в начале 1990-х он возглавлял студии Columbia Pictures и TriStar Pictures, он транжирил деньги с такой скоростью, что монетные дворы не успевали их печатать. Причем тратился он не только на фильмы и прочие рабочие проекты. Грубер был из тех, кто покупает цветочные магазины, чтобы всегда иметь свежие цветы, и арендует частные самолеты, чтобы доставлять букеты своим пассиям. Кое-кто считает, что его увольнение было одним из лучших руководящих решений, когда-либо принятых в истории Голливуда.
Тем не менее в послужном списке Грубера немало достижений. Одно из них – блокбастер «Джуманджи», создание которого продюсер инициировал. Дело было в 1993 году, когда на весь мир прогремел фантастический фильм Стивена Спилберга «Парк Юрского периода». Для зрителей это было потрясающее кино о возрождении динозавров, а для продюсеров – завораживающая демонстрация новых возможностей компьютерной графики, которая еще сравнительно недавно могла изображать лишь простые геометрические фигуры. Как только Грубер увидел, как хорошо смотрится «Парк» и как много он зарабатывает, он бросился искать аналогичный семейный проект – захватывающую фантастическую историю, которую прежде было невозможно снять из-за ограниченных возможностей «реальных» спецэффектов.
В скором времени Грубер наткнулся на впервые опубликованную в 1981 году книжку с картинками Криса ван Оллсбурга, которая именовалась «Джуманджи». Это была короткая история о маленьких детях, брате Питере и сестре Джуди, которые нашли в парке приключенческую настольную игру с загадочным названием «Джуманджи» (считается, что в переводе с языка зулусов это значит «множество последствий»). Когда ребята принесли игру домой и начали в нее играть, они обнаружили, что все, что происходит в игре, волшебным образом материализуется в реальности, прямо посреди дома. Лев, обезьяны, проливной дождь, охотник с ружьем – как только ребятам выпадали эти игровые препятствия, им приходилось спасаться от напастей наяву. Лишь когда Питер и Джуди дошли до конца игры, все вернулось на круги своя.
По словам ван Оллсбурга, идею «Джуманджи» ему подсказала популярнейшая настольная игра «Монополия». Писатель в детстве обожал эту игру, но его расстраивало, что она предлагает додумывать все, что в ней символически обозначается. «Вот было бы здорово, если бы настольная игра позволила пережить реальное приключение!» – мечтал маленький Крис. Когда годы спустя он вспомнил эти грезы, он сочинил и нарисовал сказку о настольной игре, которая предлагает настоящее, опасное испытание.
«Джуманджи» была превосходным испытанием для новейших компьютерных эффектов. Грубер так сильно поверил в книгу, что немедленно связался с представителем ван Оллсбурга и условился о встрече. Продюсер в то время был по делам в Бостоне, а писатель жил в Провиденсе. Между этими городами всего 50 миль, так что встретиться лично было нетрудно. Не избалованный вниманием экранизаторов ван Оллсбург был очарован тем, что голливудский топ-менеджер лично проводит переговоры, и контракт был подписан легко и быстро. Мало того, ван Оллсбург сам взялся писать сценарий, хотя в итоге был использован текст других авторов – Грега Тэйлора, Джима Стрейна и Джонатана Хенсли (будущего сценариста «Армагеддона»).
В книге ван Оллсбурга было всего 32 страницы, и в основном эти были иллюстрации. Так что «Джуманджи» надо было существенно расширить, чтобы превратить такое короткое произведение в полнометражное кино. Быстро было решено, что картине с дорогостоящими спецэффектами понадобится обожаемая публикой взрослая звезда, чтобы гарантировать высокие сборы. Поэтому Джуди и Питер остались в сценарии, но были слегка потеснены из центра сюжета.
Новым главным героем стал Алан Пэрриш – мальчик, который вместе со своей подругой Сарой в 1969 году сел играть в «Джуманджи», не понимая, с чем имеет дело. Почти сразу после начала игры Алан был затянут внутрь игры до тех пор, пока другой игрок не выбросит определенные числа на игровом кубике. Сара могла бы быстро вернуть приятеля, но она так перепугалась, что сбежала и оставила игру недоигранной. Так что Алан остался в волшебных джунглях внутри «Джуманджи», пока 26 лет спустя его игру не продолжили Джуди и Питер. Когда ребята вызволили Алана, это уже был взрослый мужчина с изрядной психической травмой от стольких лет заключения.
Кто в то время мог зажигательно и трогательно сыграть ребенка, который самостоятельно вырос в окружении магии и тропических зверей? Очевидным ответом был комик Робин Уильямс, который после озвучания Джинна в «Аладдине» и других работ в кино, на ТВ и на эстраде был чрезвычайно популярен среди взрослых и детей. Роль Алана разрабатывалась в расчете на него, и Грубер был готов оплатить съемки лишь в том случае, если Уильямс согласится сниматься.
Ранние редакции сценария комика не устроили. Но когда к проекту подключился режиссер спецэффектной семейной комедии «Дорогая, я уменьшил детей» Джо Джонстон, он сумел вместе со сценаристами так переработать текст, что Уильямс дал «добро».
Вообще-то Джонстон, который начинал как создатель спецэффектов в фильмах Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга, не хотел работать с Уильямсом, так как знал о его репутации неутомимого импровизатора. Для «Джуманджи» с его сложными эффектами и напряженным действием постоянные отступления от сценария не годились, и Джонстон боялся, что комик сорвет съемки. Однако актер уверил его, что понимает свою задачу и что импровизировать будет лишь тогда, когда ему это позволят. Или уже после основных съемок, для дополнительных дублей. И действительно, Уильямс держал себя в руках, «отрываясь», когда это не вело к лишним тратам.
Повзрослевшую Сару сыграла Бонни Хант из «Человека дождя» и «Бетховена». Питера и Джуди сыграли Брэдли Пирс (голос Чипа в диснеевском мультфильме «Красавица и Чудовище») и Кирстен Данст. Данст была старше Пирса всего на несколько месяцев, но она казалась ему ветераном, так как уже сыграла большие роли в «Интервью с вампиром» и некоторых других известных лентах.
Будущий участник съемок «Титаника» и «Мумии» Джонатан Хайд сыграл сурового отца Алана (в то время, когда герой еще был маленьким) и кровожадного охотника Ван Пелта из мира «Джуманджи», который терроризирует взрослого Алана и становится главным злодеем фильма. Это был прозрачный намек на традицию постановок «Питера Пэна», которая предписывает поручать роли отца Венди и капитана Крюка одному и тому же актеру. Мол, в детском воображении злодеи и родители часто сливаются.
Как и в «Парке Юрского периода», спецэффекты «Джуманджи» были комбинацией аниматронных кукол и компьютерной графики. Поскольку тропические животные, которые в фильме вырываются из игры и носятся по дому и городу, покрыты шерстью, а не чешуей, как динозавры, студия спецэффектов Industrial Light & Magic специально для «Джуманджи» разработала программное обеспечение, которое позволяло реалистично изобразить шерсть обезьян, льва и других животных.
«Джуманджи» вышла в прокат 15 декабря 1995 года, за десять дней до Рождества. В фильме не было никакой философской глубины, но это было занятное, необычное и душевное кино, которое с удовольствием смотрелось и с готовностью пересматривалось. Так что, несмотря на прохладные отзывы критиков, картина собрала 263 миллиона долларов при бюджете в 65 миллионов и, как уже говорилось, пополнила список продюсерских побед Питера Грубера. Правда, его к тому времени на прежнем посту уже не было. Компания Sony, которая наняла Грубера для руководства Columbia Pictures и TriStar Pictures, еще в 1994-м посчитала, как дорого продюсер обходится, и заткнула финансовую течь.
Шли годы, спецэффекты «Джуманджи» быстро устаревали, и у детей появились новые любимые картины – куда более размашистые, чем лента Джонстона. Так что через пятнадцать лет после выхода «Джуманджи» пошли слухи о том, что Columbia Pictures может снять сиквел или ремейк картины. В 2012 году эти сплетни были официально подтверждены. Тогдашний президент Sony Pictures Entertainment Дуг Белгред сообщил, что студия хочет «обновить» ленту для нового поколения зрителей. Тогда же стало известно, что проект курирует продюсер Мэттью Толмак, ранее руководивший Sony Pictures Entertainment вместе с Белгредом и известный как куратор «Нового Человека-паука» и последующих лент об комиксном супергерое.
Работа над фильмом
Решение Sony переснять «Джуманджи» было принято киноманами в штыки. Поклонников фильма картина Джонстона вполне устраивала, и они не видели необходимости заново экранизировать книгу ван Оллсбурга. Но Толмак и не собирался этого делать. Он решил выпустить ленту, которая бы продолжила и развила идеи прежнего «Джуманджи», будучи при этом понятной для тех, кто не видел фильма 1995 года. Меньше всего Толмак хотел банально скопировать творение Джонстона на новом техническом уровне.
Вместе со сценаристом Крисом МакКенной, который известен по работе над ситкомом «Сообщество» и по сочинению шуток для блокбастерных сценариев студии Marvel, Толмак придумал сюжет нового «Джуманджи». Вместо того чтобы столкнуться с тропическими созданиями в родном доме и родном городе, новые юные герои должны были отправиться в волшебный мир тропиков внутри игры и пережить там захватывающие приключения, невозможные в реальной жизни. Чтобы это логично смотрелось, Толмак и МакКенна решили, что «Джуманджи» превратится из настольной игры в видеоигру. Когда ребята начнут в нее играть, они обнаружат, что не управляют рисованными персонажами, а сами ими становятся и переносятся в игровую реальность.
Почему важно, что ребята не просто становятся частью игры, а делают это в образах аватаров – взрослых персонажей? По той же причине, по которой Робин Уильямс стал ведущим персонажем фильма Джонстона. Толмак решил, что картину нужно выстроить не вокруг безвестных начинающих актеров, а вокруг хорошо известных звезд. Так что логично было наделить ребят аватарами.
Заодно это стало источником приколов, поскольку никто в игре не выглядит так, как в реальной жизни, и ребята не сразу привыкают к своему новому облику и суперспособностям. Попутно подростки духовно растут, так как получают возможность пожить чужой жизнью, через многое вместе пройти и по-новому взглянуть друг на друга и на самих себя. Впрочем, в первую очередь картина все же задумывалась как фантастическое приключение, а не как комедия о взрослении.
Помимо МакКенны к сценарию, который был назван «Джуманджи: Зов джунглей», приложили руку еще несколько авторов. Среди них были Скотт Розенберг, который ранее как не обозначенный в титрах «сценарный доктор» работал над «Армагеддоном» и «Человеком-пауком», и Джефф Пинкер, известный по сериалам «Шпионка», «Остаться в живых», «Грань» и «Зверинец».
Финальный лоск на сценарий навел режиссер Джейк Кэздан, который в начале 2016 года был нанят как постановщик. Как видите, работа над текстом заняла четыре года. К тому времени сторонняя критика проекта усилилась, поскольку фанаты увидели в «Зове джунглей» оскорбление памяти Робина Уильямса, который скончался в августе 2014 года. Но студия с пути не свернула.
Сын Лоуренса Кэздана, известного режиссера и сценариста, а также трехкратного номинанта на сценарный «Оскар», Джейк Кэздан сперва работал с отцом, а затем в 1998 году дебютировал как сценарист и режиссер с комедийным детективом «Нулевой эффект». После этого Кэздан снял комедии «Страна чудаков», «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса», «Очень плохая училка» и «Домашнее видео: Только для взрослых». Как видите, его специальностью доселе были среднебюджетные реалистичные комедии для взрослых. Но Кэздан-старший работал над «Звездными войнами» и «Индианой Джонсом», так что съемки «Зова джунглей» для Кэздана-младшего не только смена режиссерского амплуа, но и возвращение к корням.
Когда через несколько месяцев после своего прихода в проект Джейк Кэздан в достаточной мере освоился в мире «Джуманджи», он вместе с продюсерами приступил в кастингу. Быстро было определено, что ведущим актером фильма станет Дуэйн «Скала» Джонсон – бывший профессиональный рестлер, которого мы сейчас отлично знаем как колоритную звезду боевиков и комедий, в том числе детских. В частности, Джонсон снимается в суперблокбастерном цикле «Форсаж». Он выглядит как идеальный герой приключенческого кино – могучий, обаятельный, запоминающийся, – и поэтому он отлично подходил для роли доктора Брейвстона, аналога Индианы Джонса в мире «Джуманджи».
Кто становится героическим археологом и искателем приключений? Естественно, его полная противоположность – слабосильный и невротичный ботан-геймер, который скорее умрет, чем отправится в густой и незнакомый лес. Этого персонажа зовут Спенсер, и именно он предлагает одноклассникам сыграть в видеоигру, которую находит во время уборки на пыльном школьном складе. Джонсон уверяет, что с огромным удовольствием изображал парня, которым не был даже в детстве (Дуэйн рано стал здоровяком). Конечно, он имел в виду изображение души Спенсера, а не его внешности. Спенсера в реальной жизни изобразил
Как и в классическом подростковом фильме «Клуб “Завтрак”», четверка юных героев «Зова джунглей» собирается вместе вынужденно, в наказание за школьные проступки. Спенсер, в частности, дал списать домашнее задание своему бывшему лучшему другу Тони, который перестал водиться со Спенсером, когда подрос, окреп и стал членом школьной футбольной команды. Как известно, в вымышленных голливудских школах «ботанам» и «качкам» дружить не положено. Тони в реальной жизни сыграл малоизвестный темнокожий актер Сер’Дариус Блейн, который в свои 30 лет более чем на декаду старше своего персонажа. Впрочем, для голливудского кастинга юных персонажей «небелого» цвета кожи это обычное дело.
Если в жизни Тони – громила, то в игре он – низкорослый и комичный зоолог Финбар в исполнении комика Кевина Харта. Рост Харта – 162 см, и он не раз обыгрывал это в своих выступлениях и фильмах. В прошлом году мы видели Харта в паре с Джонсоном в комедийном боевике «Полтора шпиона». Начал же он сниматься в кино с пародийной комедии «Очень страшное кино 3».
Главная школьная красавица Беттани была наказана за то, что болтала по телефону во время контрольной. Она вообще редко отрывается от мобильного. Пока не оказывается в игровом мире и не превращается в немолодого мужчину – профессора Оберона, знатока картографии, археологии, криптографии и палеонтологии. Упитанный облик известного комика и музыканта Джека Блэка («Кунг-фу панда», «Школа рока», «Путешествия Гулливера») для Беттани хуже смерти. В реальной жизни девушку сыграла Мэдисон Айзмен из ситкома «Все еще король». Блэк консультировался с Айзмен, как имитировать современную старшеклассницу.
Неуклюжая заучка Марта, наказанная за отказ заниматься школьной физкультурой, в игре превращается в красотку Руби, которая блестяще владеет боевыми искусствами. Это игровой аналог Лары Крофт. Роль Руби получила шотландская звезда Карен Гиллан, которую вы могли видеть в роли Небулы в «Стражах Галактики». Впрочем, ее лучше рассматривать в британском фантастическом сериале «Доктор Кто», где Гиллан несколько сезонов снималась без инопланетного грима. Марту в реальной жизни сыграла юная Морган Тернер из мини-сериала «Милред Пирс».
Как и в первом «Джуманджи», герои нового фильма не начинают свою игру, а продолжают чужую. До них, еще в 1996 году (то есть вскоре после событий предыдущей ленты), внутри игры оказался парнишка по имени Алекс. Его аватар – пилот и проводник Макдона, которого сыграл популярный певец Ник Джонас, бывший участник поп-группы Jonas Brothers. Когда в конце фильма Алекс выбирается из игры, то оказывается, что повзрослевший парень выглядит как телевизионный актер Колин Хэнкс, сын голливудской звезды Тома Хэнкса. Колин и Джек Блэк были главными героями ранней комедии Кэздана «Страна чудаков».
Наконец, телевизионный актер и бывший главный герой сериала «Винил» Бобби Каннавале изобразил нового Ван Пелта – злодея игры и исследователя затерянных цивилизаций, с которым сражаются главные герои.
Также в картине снялись новозеландский комик Рис Дарби, американский комик Марк Эван Джексон из сериала «Бруклин 9-9» и американская комедиантка Мисси Пайл, которая некогда прославилась в пародийной фантастической ленте «В поисках Галактики». Дарби сыграл гида по игре, а Джексон и Пайл – школьных учителей.
Съемки «Зова джунглей» начались сразу после завершения кастинга, в сентябре 2016 года. К тому времени уже было определено, что основным местом уличных съемок станет остров Оаху на Гавайях. Его дикая природа очень красива и сравнительно безопасна – в отличие от игровых джунглей, которые изображали леса Оаху. Все водящиеся в игре животные, от гигантских москитов до гиппопотамов и ягуаров, были изображены с помощью спецэффектов. Связано это было среди прочего с тем, что эти животные в игре прокляты, и они не совсем такие, как в реальной жизни.
Группа не только снимала в джунглях, но и строила там декорации. Например, дом на дереве, в котором живет Макдона/Алекс, действительно был сооружен в лесной чаще. Декораторы фильма уверяют, что старались не вредить живым деревьям и строить из покупного материала и лесного мусора. Некоторые реально сооруженные декорации были дополнены с помощью компьютерной графики.
Как и персонажи первого фильма, герои «Зова джунглей» живут в вымышленном городе Брэнтфорд в штате Нью-Гемпшир. Но если Джонстон в самом деле свозил съемочную группу на северо-восток США, в штаты Нью-Гемпшир и Мэн, то Кэздан снимал немногочисленные брэнтфордские сцены в южном городе Атланта в штате Джорджия, где с удовольствием привечают голливудцев. Там же находилась студия, на которой снималась павильонные сцены и эпизоды с большой застройкой. В частности, герои по ходу приключения попадают на базар в ближневосточном стиле. Ближний Восток и тропические джунгли в одном месте? Обычное дело в видеоиграх…
Придумывая наряды персонажей, костюмеры вдохновлялись штампами Голливуда и видеоигр. Именно поэтому Руби получила непрактичный сексапильный наряд, который после публикации первых кадров из фильма вызвал взрыв феминистского негодования. Ирония здесь в том, что Марта в картине прекрасно отдает себе отчет, как нелепо выглядит, и в реальной жизни она бы ни за что не появилась на людях в «униформе» Руби. Так что картина сочетает несуразный сексапил с его высмеиванием.
Вкупе с нарядом Лары Крофт Карен Гиллан получила самые сложные трюки. Поскольку ее героиня владеет боевыми искусствами, актриса под руководством каскадеров освоила специально придуманный боевой стиль на основе бразильской капоэйры, танцевально-акробатического единоборства. Для экшен-съемок Гиллан подвешивали на специальных тросах. Они были нужны не только для выполнения непосильных и физически невозможных прыжков, но и для страховки в «рутинных» фрагментах, поскольку бегать и прыгать по джунглям с их неровной почвой очень опасно.
Персонажи «Джуманджи: Зов джунглей»
Спенсер – физически слабый геймер-«ботаник» из старших классов. Спенсер первым замечает видеоигру «Джуманджи» и убеждает других героев в нее сыграть. В игре он превращается в здоровяка-археолога Брейвстона, безупречного во всех отношениях. Спенсера сыграл Алекс Вольф, а Брейвстона – Дуэйн Джонсон.
Тони – рослый и мощный игрок в американский футбол из старших классов. Прежде Тони и Спенсер были лучшими друзьями, но они перестали общаться, когда оказались в разных школьных кликах. В игре Тони превращается в низкорослого зоолога Финбара. Тони сыграл Сер’Дариус Блейн, а Финбара – Кевин Харт.
Бетани – чирлидерша, главная школьная красавица и любительница селфи. В игре она превращается в упитанного ученого-мужчину, профессора Оберона. Бетани сыграла Мэдисон Айзмен, а Оберона изобразил Джек Блэк.
Марта – тихая заучка из старших классов, любящая феминистскую риторику. В игре она превращается в Руби, красотку и мастера боевых искусств. Марту сыграла Морган Тернер, а Руби – Карен Гиллан.
Алекс – старшеклассник, который застрял в игре с 1996 года. Благодаря ему «Джуманджи» превратилась из настольной игры в видеоигру. В игре Алекс превратился в бравого пилота Макдона. Взрослого Алекса сыграл Колин Хэнкс, а Макдона – Ник Джонас.
Ван Пелт – главный злодей игры. Он пытается подчинить себе всю магию джунглей и всех обитателей тропического леса. Ван Пелта сыграл Бобби Каннавале.
Ожидания
Изначально студия Sony обещала выпустить «Джуманджи: Зов джунглей» в декабре 2016 года. Но американская премьера дважды переносилась и наконец состоялась 20 декабря 2017 года. Предшествующая шумиха была неоднозначной. С одной стороны, фильм заранее клеймили как «ненужный ремейк» (хотя это сиквел) и как надругательство над памятью Робина Уильямса (хотя ничего такого лента не делает). С другой стороны, лента интриговала как фантастико-приключенческий боевик с фактурными и популярными звездами.
Сейчас, когда лента уже представлена критикам и публике, о ней пишут по-разному. Разброс огромный – от «ужасно» до «блестяще». Средняя оценка – «неплохо». То есть примерно такая же, какая была у первого «Джуманджи», когда он дебютировал в прокате. Судя по первым сведениям о сборах и по обычным достижением боевиков с Дуэйном Джонсоном, картина окупит свой 90-миллионный бюджет. А вот станет ли она такой же любимой, как фильм Джо Джонстона, мы узнаем лишь через несколько лет. В любом случае картину с Уильямсом она с пьедестала не скинет. Это очень разные фильмы, и они прекрасно могут сосуществовать.