В большей степени психологический триллер в стиле ЛеКарре, чем экшен а-ля Бонд и Борн, сериал привлекает любопытным набором персонажей, актуальной тематикой и видами одного из красивейших городов Европы
Сошедших с новостных полос Джулиана Ассанджа и Эдварда Сноудена сменил новый герой – некий Томас Шоу выдает прессе одного за другим агентов Центрального разведывательного управления США, работающих за границей. После того как несколько точечных ударов привели к параличу американской разведки, в Берлин, где, по некоторым сведениям, прячется Шоу, направляется агент Дэниел Миллер. Казалось бы, в германской столице собрались лучшие специалисты ЦРУ США, но схватить предателя оказывается совсем не просто – новый борец за правду не остановится и перед убийствами.
Работа разведчиков и шпионов всегда была покрыта флером особенной романтики и таинственности, за эту атмосферу загадки и любит зритель Джеймса Бонда, героев сериала «Американцы» и нашего Максима Максимовича Исаева. Перенесение фокуса событий на не столь отдаленное прошлое или даже настоящее придает шпионским лентам еще больше энергетики – приятно осознавать, что нечто зловещее происходит где-то прямо за твоей спиной, от этого мурашки бегут. Поэтому удар авторов «Берлинской резидентуры» оказался точным вдвойне: его герои – современные штирлицы (даром что американские), а сюжет развивается в Европе 2016 года. Как тут не ухватиться за пилотную серию?
Впрочем, давайте не будем поверхностны. Сегодня, особенно на ТВ, не принято ограничивать себя очевидными сюжетными линиями, авторы стараются создавать второе дно, второй эшелон конфликтов, параллельную реальность, события в которой оказываются ничуть не менее интересными, чем в главной. «Берлинская резидентура» совершенно очевидным образом интригует зрителя не только загадкой поиска таинственного крота или предателя – вторым планом зрителям придется разобраться в хитросплетениях отношений внутри ячейки ЦРУ, расположившейся в американском посольстве в Берлине. И здесь все совсем не просто, настолько, что пилот едва не лопается от концентрации событий. Глава здесь находится на пороге пенсии, но боится уйти из-за опасности раскрытия своих темных делишек и адюльтера, энергичный зам болен жаждой войны и требует от подчиненных самых резких действий, наставник главного героя получает сведения от своих информаторов в обмен на постель, а недавно раскрытый агент оказывается разбит депрессией и представляет опасность даже для себя самого.
В такой компании главный герой кажется едва ли не самым здравомыслящим. Разумеется, у героя Ричарда Эрмитаджа есть свои скелеты в шкафу и собственная темная история из прошлого, да и Берлин встречает его не слишком ласково, и мы сейчас даже не про интригующие первые кадры пилотного эпизода. В любом случае интересной пока выглядит и главная линия с утечкой секретных сведений, и сюжет с встраиванием Миллера в сплоченный «серпентарий» коллег, и обозначившееся пунктиром ответвление в сторону разработки исламских террористов. «Берлинская резидентура» выглядит крепким триллером с небанальными героями и отлично играющими актерами.
Актерскому составу «Резидентуры», кстати, может позавидовать даже многомиллионный блокбастер, Эрмитадж хоть и не первой величины звезда, но в кадре на него всегда приятно смотреть, в нем есть и твердость, и обаяние – то, что нужно шпиону в чужой стране. Но это лишь один из актеров, а за его спиной расположились и блистательный Рис Ифанс, который одним своим умением элегантно носить костюмы любого за пояс заткнет, и Ричард Дженкинс, этакий усредненный руководитель любого подразделения, куда больше озабоченный собственной репутацией, чем делами отдела, и Лилент Орсер, чаще прячущийся на третьем плане в большом кино, и Ричард Диллейн, на которого, кажется, авторы делают особую ставку.
Не стоит забывать и о месте действия. Берлин для американцев – столь же далекая столица, как и для большинства россиян, и точно так же, как и для нас, он имеет особенное значение в связи с событиями прошлого века. Пожалуй, не побывав в этом городе, особенную атмосферу, созданную авторами «Берлинской резидентуры», не ощутить, но любой, кто был в Берлине хотя бы проездом, заметит, что в кадр попали все достопримечательности: от стекла и бетона Потсдамер-плац и Александрплац до грязи и обломков Нюкельна и заброшенной американской радиолокационной вышки. Берлин в сериале живой и привлекательный даже в мрачных красках убийств и шпионажа.
Создатели сериала не намерены тянуть из зрителя жилы, поэтому действие набирает серьезные обороты уже в первой трети пилота. Если так пойдет и дальше, то шоу канала Epix обеспечен интерес поклонников жанра и просто любителей крепкого психологического зрелища – для этого у «Резидентуры» есть все козыри. Главное, не сдать их раньше положенного времени.