2012 год немного изменил стратегию студий на кинорынке. Традиционно продюсеры и инвесторы ориентируются на аудиторию от 18 до 35 лет (плюс семьи, конечно же), но теперь кинематограф расширил свои горизонты. Оказывается, куда более возрастная аудитория тоже может приносить немалую прибыль.
Можно сказать, все началось с комедии Джона Мэддена «Отель »Мэриголд«. Лучший из экзотических», вышедшей в ограниченный прокат. Несколько англичан, не первой свежести, но и не последней дряхлости, по разным причинам решают провести новый этап своей жизни в менее дорогой, зато экзотической Индии. Купившись на рекламу свежеотремонтированного отеля «Мэриголд», в предвкушении совершенно фантастического отдыха они приезжают на место своих грез и обнаруживают далеко не ту радужную картину, которую нарисовало им воображение и рекламный проспект. Однако этот, пусть и довольно негативный опыт, заставляет их измениться и понять одну простую истину: можно начать новую жизнь, если отпустить свое прошлое.
Главные роли сыграли Джуди Денч, Селия Имри, Билл Найи, Рональд Пикап, Мэгги Смит и Том Уилкинсон, общий возраст исполнителей главных ролей составил 415 лет – только вдумайтесь, это же больше четырех веков!
Разбавил компанию стариков «миллионер из трущоб» Дев Пател. Преимущество звездного ассорти ветеранов в том, что создателям оно стоило по нынешним меркам копейки. В итоге, общий бюджет картины составил всего 10 миллионов долларов, а прибыль – 134 миллиона. Когда фильм окупается больше 13 раз, продюсеры и большие боссы на студии расплываются в довольной улыбке.
«Отель »Мэриголд« – свежая взрослая сказка с великолепным актерским ансамблем», – пишет Клаудия Пюиг (Claudia Puig/USA Today).
Мик ЛяСалль (Mick LaSalle/San Francisco Chronicle) подчеркивает, насколько сказка взрослая: «Отель »Мэриголд« – редкое напоминание о том, что высокие чувства свойственны не только молодежи и людям среднего возраста, что все терзания и приятные моменты человек переживает до самого конца своей жизни».
Роджеру Эберту (Roger Ebert/Chicago Sun-Times), который в свои 70 лет как раз представляет эту самую возрастную аудиторию, фильм полюбился: «По большей части »Отель «Мэриголд» – легкий и жизнерадостный. В сценарии Оливера Паркера достаточно много человечности, он затягивает и незаметно подкрадывается к удивительно трогательной кульминации«.
В прокате »Отель «Мэриголд». Лучший из экзотических« побывал еще весной, летом добрался DVD и Blu-Ray, а уже осенью было объявлено, что студия Fox Searchlight готовит сиквел.
»Квартет« не назовешь следствием »Мэриголд«-эффекта по той простой причине, что у руля проекта 75-летний Дастин Хоффман, дебютирующий на режиссерском поприще. Едва ли »человек дождя«, выигравший на своем веку все, что только можно, будет снимать кино только ради погони за прибылью.
»Квартет« расскажет о доме престарелых Бичем-Хаус. Это очень необычное учреждение, потому что его обитатели – ветераны британской оперной сцены. Каждый год они устраивают гала-концерт, и, на этот раз, гвоздем программы должен стать номер вокального квартета. Однако собрать четверку оказалось не так легко…
Главную солистку, которая больше всех упирается и отказывается петь, играет Мэгги Смит, что невольно на параллели с »Отелем «Мэриголд». Однако в отличие от творения Мэддена у Хоффмана Смит – ярко выраженная примадонна во всех смыслах этого слова.
«Первоклассный обаятельный актерский состав, во главе которого великолепная Леди Мэгги. Здесь она так же остра на язычок, как и в «Аббатстве Даунтон», – отмечает Питер Траверс (Peter Travers/Rolling Stone).
Лиза Шварцбаум (Lisa Schwarzbaum/Entertainment Weekly) вспоминает еще один фильм о пожилых людях: »Вы говорите, «Любовь» Ханеке слишком безрадостна, этот гнетущий портрет семьи французских музыкантов, к которым беспощаден возраст? «Квартет» напоет мелодии, дабы успокоить целевую аудиторию, а Дастин Хоффман будет дирижером«.
Элизабет Вельтцман (Elizabeth Weltzman/New York Daily News) считает, что на возрастной аудитории »Квартет« не зацикливается: »Любителям музыки понравится и саундтрек, и ностальгические финальные титры, которые обратятся к ранним годам постаревшего актерского состава «Квартета» (многие из них были музыкантами)«.
Посмотреть на престарелых оперных певцов, не теряющих чувства ритма, можно будет 28 февраля.
Президент. Первая леди. Король. Королева. Мать. Любовница… »Гайд парк на Гуздоне« – история стремительного и бурного любовного романа, вспыхнувшего между президентом США Фрэнком Делано Рузвельтом (Билл Мюррей) и его кузиной Дэйзи (Лора Линни) во время исторического визита Английской королевской четы в Америку в 1939 году. Как президент может скрыть свои чувства от чопорной супруги, многочисленной свиты и слуг? И чем внезапное увлечение может угрожать мировой политике? Фрэнк не думал об этом, он был просто влюблен…
Режиссер «Ноттинг Хилла» и «Доброго утра» Роджер Мичел хотел развлечь зрителя, но »Гайд парку« не посчастливилось попасть в один премьерный уикенд с «Линкольном» Стивена Спилберга. Легкое »президентское« кино осталось в тени тяжеловеса, номинированного на »Оскар« в 12 категориях. В итоге, многие обвинили фильм в несерьезности, поверхностности и безвкусице. Некоторые умудрялись сравнивать работу Мичела с еще одним триумфатором »Оскара« «Король говорит!».
Абстрагироваться от других байопиков разных правителей сумели немногие.
»Это несерьезный исторический фильм. Мичел и Спилберг играют на разных инструментах. Мюррей способен работать в большем диапазоне, чем мы с вами иногда думаем, и ему удалось найти человечный стержень Рузвельта, который он трепетно показал«, – пишет Роджер Эберт (Roger Ebert/Chicago Sun-Times).
»В два раза короче и в два раза смешнее, чем важничающий «Линкольн». Комедия Роджера Мичела о сексе и политике – легкий таблоидный взгляд на президентскую историю«, – заключает Лу Люменик (Lou Lumenick/New York Post).
Британцы, над которым в »Гайд парке« вдоволь посмеялись, работу Мичела не оценили. По крайней мере, Кэтрин Шоард (Catherine Shoard/The Guardian) явно в восторге не была: »Иногда фильм захватывает дыхание, настолько он великолепен. Иногда фильмы поражают своей нелепостью и глупостью. А бывает, что на экране творятся просто бесстыдные вещи. «Гайд парк на Гудзоне», несмотря на красивые кадры и достойную актерскую игру, относится к последнему случаю. Это наглый продукт, созданный с целью заработать, потому что кто-то подсчитал, что если бы в «Король говорит!» главным героем был Рузвельт, а его роль сыграл бы Билл Мюррей, то кассовые сборы под звон Колокола свободы превзойдут результаты картины Тома Хупера«.
В России »Гайд парк на Гудзоне« также столкнется с ожесточенной конкуренцией, он выходит 7 февраля, т.е. вместе с номинированным на »Оскар" мюзиклом «Отверженные», боевиком «Неудержимый» с Сильвестром Сталлоне в главной роли, триллером Стивена Содерберга «Побочный эффект» и успевшем пошуметь в американском прокате хоррором «Техасская резня бензопилой 3D».