Уникальный эксперимент, сплетающий документалистику с игровым кино, интересен прежде всего любопытной манерой повествования и демонстрацией быта народа, о котором обычный зритель мало наслышан
Небольшая московская съемочная группа приезжает на берега Байкала снимать игровой фильм. Исполнительницу главной роли Юлию влечет в поездку не столько возможность интересной работы и новые места, сколько возможность встретиться с давним возлюбленным Батором. Но Батора дома не оказывается, зато помочь во всех ее делах Юлии предлагает молодой бурят Эдуард. Испытывая дискомфорт от расставания с привычным городским укладом и страдая от неизлечимой смертельной болезни, Юлия во всем полагается на Эдуарда и тот открывает ей тайны буддизма, Бурятии и самой жизни.
За массированным наступлением общепринятого представления о кинематографе, за пресловутым масскультом зрители совершенно забыли о том, что с момента своего создания кино, вообще-то, являлось искусством экспериментальным, исследующим новые способы коммуникации реального и вымышленного. Неверно полагать, что эксперименты в кино закончились – они существуют, просто в мультизальных кинотеатрах вы их вряд ли найдете, а пираты не слишком торопятся выкладывать на торренты то, что не пользуется сумасшедшим интересом их потребителей. Вот и остается искателям необычного киноязыка ожидать специализированных фестивалей, выискивать единичные показы, следить за выставками работ выпускников киновузов.
Тем удивительнее, что «Прикосновение ветра», работа вполне себе нетривиальная, далекая от мейнстрима, попала в прокат отечественных кинотеатров. Такое кино не просто редкость, трудно вспомнить пример, когда подобная лента ранее демонстрировалась в наших кинотеатрах. Что же особенного в «Прикосновении»? Да хотя бы то, что описывать этот фильм словами столь же глупо, как петь об архитектуре, – это пример такого визуального искусства, которое не требует словесного прочтения.
Но мы можем поговорить о структуре ленты, она интересна сама по себе. Дело в том, что «Прикосновение ветра» представляет собой «фильм в фильме», но не в классическом его виде «рассказов со съемочной площадки», а в некоем симбиотическом его виде. Картина довольно пунктирно разделяется на «документальную» и «игровую» части, живущие по своим законам, снятые в разных манерах и даже разными режиссерами. Другое дело, что между двумя повествованиями постоянно случается диффузия – до конца не понятно, играют ли заранее разученные роли пришедшие на пробы актрисы или это их экспромт, но одновременно с этим в игровой части в кадре то и дело появляются члены съемочной группы и даже сама режиссер.
При всей сложности описания, фильм смотрится на удивление цельным и крепким, в нем есть стержень.
Имя этому стержню – Юлия Ауг. Разумеется, любителям кино не нужно представлять эту актрису, а ее предыдущая фильмография может многое рассказать и об общем настроении «Прикосновения ветра». Но то, что Юлии в новом фильме приходится играть не только заезжую актрису-фифу, но и саму себя, пришедшую на кинопробы, делает ее работу в разы сложнее, а образ на порядок более интересным. Вовсе не очевидно, что Ауг говорит от своего лица, а что от лица Юлии-персонажа. Да и говорит ли она что-то от себя? Или, наоборот, она живет своей жизнью на протяжении всего фильма? Лента, кстати, не дает однозначных ответов даже своим создателям, «Прикосновение» обрывается, но не заканчивается.
Другая важная составляющая картины – местность, которая в кино до сих пор не была показана. Бурятия, окрестности Байкала являются уникальными природными заповедниками, но добираться туда слишком сложно, чтобы использовать эту природу в съемках обычного кино. Но «Прикосновение ветра» – кино необычное, и оно не просто забирается в степи, оно касается еще одного удивительного и редкого кинопласта, неотрывно связанного с этими местами, – буддизма. Воспитанный на традиционных христианских ценностях, что в нашем, что в голливудском, что в европейском кино, зритель редко видит изнанку или даже фасад других религий. Здесь же Юлия (и киношная, и настоящая) погружается в мир духов и природных стихий, которым поклоняются буддисты, наблюдает странные для нашего глаза ритуалы, совершает паломничество и погружается в медитацию. И снова мы не знаем, что из этих сцен сыграно, а что задокументировано, но выглядит это крайне любопытно и даже как-то инопланетно.
Увы, совершенно очевидно, что, несмотря на огромное количество наград, несмотря на признание критиков и веру в большое будущее, лента вряд ли станет кассовым хитом. Но для понимания того, что кино не застыло в голливудских бетонных башмаках, что новаторство в кино возможно, а новые идеи прячутся не в сказках или будущем, а рядом с нами, «Прикосновение ветра» – необходимая живительная инъекция. Не во всем ровная, часто банальная и, подобно реке, выбирающая путь наименьшего сопротивления, но вполне убедительная – кино живет и развивается, пусть и не всегда понятным обычному зрителю образом.
С 17 ноября в кино.