Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Прикосновение ветра»

Уникальный эксперимент, сплетающий документалистику с игровым кино, интересен прежде всего любопытной манерой повествования и демонстрацией быта народа, о котором обычный зритель мало наслышан

Добавить в закладки
На странных берегах

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Евгений Ухов
Евгений Ухов Автор film.ru с 2013 г. 2082 публикации

Небольшая московская съемочная группа приезжает на берега Байкала снимать игровой фильм. Исполнительницу главной роли Юлию влечет в поездку не столько возможность интересной работы и новые места, сколько возможность встретиться с давним возлюбленным Батором. Но Батора дома не оказывается, зато помочь во всех ее делах Юлии предлагает молодой бурят Эдуард. Испытывая дискомфорт от расставания с привычным городским укладом и страдая от неизлечимой смертельной болезни, Юлия во всем полагается на Эдуарда и тот открывает ей тайны буддизма, Бурятии и самой жизни.

Кадр из фильма "Прикосновение ветра"

За массированным наступлением общепринятого представления о кинематографе, за пресловутым масскультом зрители совершенно забыли о том, что с момента своего создания кино, вообще-то, являлось искусством экспериментальным, исследующим новые способы коммуникации реального и вымышленного. Неверно полагать, что эксперименты в кино закончились – они существуют, просто в мультизальных кинотеатрах вы их вряд ли найдете, а пираты не слишком торопятся выкладывать на торренты то, что не пользуется сумасшедшим интересом их потребителей. Вот и остается искателям необычного киноязыка ожидать специализированных фестивалей, выискивать единичные показы, следить за выставками работ выпускников киновузов.

Кадр из фильма "Прикосновение ветра"

Исполнитель главной мужской роли Эдуард Жагбаев действительно является солистом местного Театра оперы и балета. Именно его голос зрители слышат в музыкальном оформлении картины

Тем удивительнее, что «Прикосновение ветра», работа вполне себе нетривиальная, далекая от мейнстрима, попала в прокат отечественных кинотеатров. Такое кино не просто редкость, трудно вспомнить пример, когда подобная лента ранее демонстрировалась в наших кинотеатрах. Что же особенного в «Прикосновении»? Да хотя бы то, что описывать этот фильм словами столь же глупо, как петь об архитектуре, – это пример такого визуального искусства, которое не требует словесного прочтения.

Кадр из фильма "Прикосновение ветра"

Съемки картины проходили в непосредственной близости от Иволгинского дацана, центра буддизма России, в котором хранятся важнейшие для этой религии святыни. Увы, внутри храма группе снимать не позволили, зато разрешили снять паломников и празднество, сопровождающее поклонение

Но мы можем поговорить о структуре ленты, она интересна сама по себе. Дело в том, что «Прикосновение ветра» представляет собой «фильм в фильме», но не в классическом его виде «рассказов со съемочной площадки», а в некоем симбиотическом его виде. Картина довольно пунктирно разделяется на «документальную» и «игровую» части, живущие по своим законам, снятые в разных манерах и даже разными режиссерами. Другое дело, что между двумя повествованиями постоянно случается диффузия – до конца не понятно, играют ли заранее разученные роли пришедшие на пробы актрисы или это их экспромт, но одновременно с этим в игровой части в кадре то и дело появляются члены съемочной группы и даже сама режиссер.

При всей сложности описания, фильм смотрится на удивление цельным и крепким, в нем есть стержень.

Кадр из фильма "Прикосновение ветра"

Имя этому стержню – Юлия Ауг. Разумеется, любителям кино не нужно представлять эту актрису, а ее предыдущая фильмография может многое рассказать и об общем настроении «Прикосновения ветра». Но то, что Юлии в новом фильме приходится играть не только заезжую актрису-фифу, но и саму себя, пришедшую на кинопробы, делает ее работу в разы сложнее, а образ на порядок более интересным. Вовсе не очевидно, что Ауг говорит от своего лица, а что от лица Юлии-персонажа. Да и говорит ли она что-то от себя? Или, наоборот, она живет своей жизнью на протяжении всего фильма? Лента, кстати, не дает однозначных ответов даже своим создателям, «Прикосновение» обрывается, но не заканчивается.

Кадр из фильма "Прикосновение ветра"

Другая важная составляющая картины – местность, которая в кино до сих пор не была показана. Бурятия, окрестности Байкала являются уникальными природными заповедниками, но добираться туда слишком сложно, чтобы использовать эту природу в съемках обычного кино. Но «Прикосновение ветра» – кино необычное, и оно не просто забирается в степи, оно касается еще одного удивительного и редкого кинопласта, неотрывно связанного с этими местами, – буддизма. Воспитанный на традиционных христианских ценностях, что в нашем, что в голливудском, что в европейском кино, зритель редко видит изнанку или даже фасад других религий. Здесь же Юлия (и киношная, и настоящая) погружается в мир духов и природных стихий, которым поклоняются буддисты, наблюдает странные для нашего глаза ритуалы, совершает паломничество и погружается в медитацию. И снова мы не знаем, что из этих сцен сыграно, а что задокументировано, но выглядит это крайне любопытно и даже как-то инопланетно.

Увы, совершенно очевидно, что, несмотря на огромное количество наград, несмотря на признание критиков и веру в большое будущее, лента вряд ли станет кассовым хитом. Но для понимания того, что кино не застыло в голливудских бетонных башмаках, что новаторство в кино возможно, а новые идеи прячутся не в сказках или будущем, а рядом с нами, «Прикосновение ветра» – необходимая живительная инъекция. Не во всем ровная, часто банальная и, подобно реке, выбирающая путь наименьшего сопротивления, но вполне убедительная – кино живет и развивается, пусть и не всегда понятным обычному зрителю образом.

С 17 ноября в кино.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?