Умение креативно мыслить есть у каждого. Однако небезызвестный психолог Абрахам Маслоу еще в середине двадцатого века говорил, что мы теряем способность созидать под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. К счастью, не перевелись еще оригиналы на земле голливудской.
Роман Дэвида Митчелла – сложный лабиринт, в котором запутались бы даже самые искусные архитекторы из «Начала» Кристофера Нолана. В »Облачном атласе« все переплетается и наслаивается друг на друга: прошлое, настоящее и будущее сливаются воедино, представляя собой полный и бесконечный цикл от рождения до смерти. Фильм рассказывает о шести инкарнациях одной и той же души – о людях разного времени, профессии и нрава. Материал книги считали неподдающимся экранизации, но заранее списывать Тома Тыквера, Энди и Лану Вачовски никто не стал. Скорее, у всех на устах была фраза: »Хм, посмотрим, что получится«.
»Облачный атлас« – это три часа напряженной умственной работы, наградой за которую служит большой эмоциональный выброс, – пишет Питер Дебрюг (Peter DeBruge/Variety). – Фильм строится на мысли, что весь человеческий опыт связан со стремлением к свободе, творчеству и любви. Здесь мы наблюдаем изобретательную манеру повествования, нестандартное мышление и абсолютно инновационное другое измерение».
Эрик Кон (Eric Kohn/The Playlist) обращает внимание на сложность первоисточника. В книге мы наблюдаем постоянные скачки во времени, Вачовски и Тыквер, понимая, что на видео будет безумно сложно воспринять нарушенную хронологию событий, предложили свой вариант временной ленты: «Фильм представляет собой наилучший из возможных вариантов подачи. Если и есть люди, способные построить таинственный эпос, то эти люди – Вачовски, чья «Матрица», даже несмотря на неоднозначную реакцию, всегда была выдающимся самобытным миром. »Облачный атлас« – квинтэссенция работ Вачовски, а Тыквер, в свою очередь, прибег к тому же сценарию с несколькими концовками, что и при работе над триллером «Беги, Лола, беги!».
»Фильм Тыквера и Вачовски – впечатляюще выстроенная и эмоционально сильная экранизация романа-бестселлера британского писателя Дэвида Митчелла. Этот невероятно амбициозный, многожанровый, вневременный эпос почерпнул что-то у «Вавилона», «Древа жизни», «Бегущего по лезвию бритвы», «Амистада» и «Амадеуса», а потом добавил к этому дозу запекшейся крови, компьютерных эффектов, современного китча и столько протезов, сколько ветеранский госпиталь не позволял себе в военное время«, – так высказался Джордан Минтцер (Jordan Mintzer/The Hollywood Reporter).
»Если делаешь что-то нестандартное, делай это с размахом, – заключил Ричард Корлисс (Richard Corliss/TIME) после просмотра. – Должно быть, под таким девизом шла работа Вачовски над трилогией «Матрица», преступно недооцененным «Спиди Гонщиком» и новым приключением под названием «Облачный атлас». Большинство зрителей будут скорее поражены масштабностью приложенных усилий, нежели великолепием произведенного эффекта«.
Смотреть »Облачный атлас«, безусловно, стоит – к этому обязывают размах, зрелищность, проникновенный саундтрек и не знающая границ фантазия режиссерского трио, но не удивляйтесь, если все смешается в густую кашу. До релиза картины остается 47 дней, этого более чем достаточно, чтобы ознакомиться с первоисточником.
В российский прокат »Облачный атлас« выйдет 8 ноября.
Ноябрь, 1979 год, Иран – напряжение в стране выливается в массовые народные волнения, в обществе преобладают революционные настроения, и 4 ноября обстановка достигает точки кипения. Военные штурмуют посольство США в Тегеране и берут в заложники 52 американцев. Шестерым удается ускользнуть и скрыться в доме канадского посла. Как бы то ни было, каждый из них понимает, что счет идет на часы, и надо как-то выбираться. Тем временем ЦРУ за круглым столом разрабатывают план побега. В итоге, одобрение получает идея Тони Мендеса, специалиста по тайному вывозу людей. Он предлагает выдать шестерых заложников за съемочную группу научно-фантастического фильма.
Вы спросите, как это можно было поставить в один ряд с »Облачным атласом«? А разве решение Мендеса не отличается оригинальностью и нестандартностью? Творческим человеком его едва ли можно назвать, но креатив на его далеко не креативной должности присутствует.
»Операция «Арго» – третья режиссерская работа Бена Аффлека, и мы видим, что у него все полностью под контролем, – вводит своих читателей в курс дела Лэреми Легел (Laremy Legel/Film.com). – Несмотря на незначительные проблемы с хронометражем и очевидные фактические неточности, «Арго» способен поразить напряженной манерой повествования«.
Сдержанный отзыв Легела полностью перекрывается восторженной рецензией Тодда Маккарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter): »Режиссер Аффлек снова попал в цель напряженным и остросюжетным триллером, в котором неожиданно нашлось место искрометному юмору. «Арго» – превосходный фильм, рассказанный с толком, дотошностью к деталям того времени и удивительным количеством острого юмора«.
Британец Генри Барнс (Henry Barnes/The Guardian) восторгов не разделил: »Своеобразный микс политического триллера и сатиры о кинобизнесе живенько смотрится, но это все равно халтура. Миссия описывается как странная, но никак не стрессовая. Фильм получился немного ветреным. Заложники вышли какими-то мрачными и одномерными«.
Разнообразие в палитру отзывов добавляет Пит Хэммонд (Pete Hammond/Box Office Magazine): »Если вы сомневались в том, что Бен Аффлек стал исключительным режиссером, то его крайне увлекательный, захватывающий дух триллер «Операция »Арго« напрочь сотрет такие мысли».
«Арго» Бена Аффлека появится в российских кинотеатрах в один день с «Облачным атласом» – 8 ноября. Получается, можно будет выбрать фильм по настроению: 3 часа мозгового штурма или 2 часа развлечения.