Полностью оторвавшись от первоисточника, создатели сериала заблудились в замкнутом пространстве купола, нагородили бредовой отсебятины и к финалу признали полное свое поражение перед здравым смыслом
После того как купол указал Большому Джиму, что не допустит гибели Дэйла Барбары, глава Честерс-Миллза изменил свое отношение к тому, что для заключенного под куполом города делает Джулия Шамуэй и ее друзья. Но изоляция жителей на этом не закончилась, купол продолжает преподносить сюрпризы – то становится гигантским магнитом, разрушающим дома, то охлаждает воздух внутри пузыря, то начинает сжиматься. Тем временем в городе внезапно обнаруживается девушка, которая погибла несколько лет назад. Именно она первой когда-то нашла яйцо, генерирующее купол. Она же может указать и выход из-под прозрачного непробиваемого колпака.
«То, что мертво, умереть не может» – кажется, так говорят во время своего магического ритуала жрецы одного из кланов «Игры престолов». В самой полной мере эти слова относятся к сериалу «Под куполом» канала CBS. Причем вторую часть фразы нужно произносить с жалостью – сердце обливается кровью, когда глядишь на тот заунывный кошмар, который творится на экране весь второй сезон (да и половину первого, чего уж там). Зрителю остается лишь искренне жалеть актеров и создателей, желать им скорейшего окончания бюджета и падения рейтинга, чтобы избежать любого продолжения купольной пытки.
Наверное, нельзя быть столь злым к развлекательному сериалу, но это лишь ответная реакция на издевательства со стороны авторов и сценаристов. Надо сказать, что первый сезон тоже не блистал умом и продуманностью. Книги Стивена Кинга, как к нему ни относись, имеют стройную структуру, собственную стройную логику и пусть не всегда объяснимую, но понятную мистическую «физику процессов». Пошедший своим путем сериал разрушил стройность романа не только сюжетно, зачем-то были коренным образом перекроены характеры персонажей. Привело это к тупику финала первого сезона – в то время как герои книги уже знали, что они делают, персонажи сериала по-прежнему находились в прострации.
Реанимационная бригада первого эпизода второго сезона пошла по самому простому и одновременно самому абсурдному с точки зрения сюжета пути – добавили новых героев. Да, вы не поверите, но под куполом вдруг образовался герой, который весь первый сезон просто просидел дома за закрытыми дверями. Мало его? Посреди озера всплывает неизвестная девушка. Недостаточно? Среди жителей обнаруживается пара ретивых персонажей, которые носа не показывали первые дни, но тут вдруг вылезли на первый план. «Да ладно, – скажете вы. – В “Лосте” вон тоже новые герои на острове появлялись постоянно». Согласимся. Но разница заключается в том, что Остров «Остаться в живых» – место заведомо мистическое и аномальное, а вот идея романа Кинга заключалась именно в том, что линза купола, направленная на обычный, неприметный городок, стократно увеличивает все пороки и добродетели его самых обыкновенных жителей. Обычные люди в обычном месте оказываются в необычных обстоятельствах, их действия и поступки обусловлены их «обычностью».
И ровно на этом сериал «ломается». Вместо обычных людей, попавших в ловушку, на передний план выходят восставшая из мертвых и предсказательница с даром рисовать картины будущего, вместо привычных для местных с детства мест, ставших вдруг враждебными, появились «червоточины» проходов за пределы купола и обратно, вместо логичного поиска выхода и источника проблем возникли непонятные ритуалы (особенно бредово выглядит сцена очередного оживления Мелани, где всю серию герои обсуждают, в каком порядке на нее нужно складывать руки, чтобы она восстала, – ужас!).
Комичнее всего то, что в финале сериал неизбежно возвращается к тому, что было предначертано Кингом: обязательное самопожертвование, неизбежное возвращение к своим началам Большого Джима, обыденное и незаметное глазу геройство второстепенных персонажей. Спрашивается, зачем было городить огород? Чтобы загнать себя в такой угол, откуда выход может быть только с помощью «рояля в кустах» или «бога из машины»? Это у создателей получилось отменно. И хотя в финале второго сезона перед жителями Честерс-Миллза бабочка открыла сияющий проход (на самом деле да), хочется сказать авторам и актерам: «Не ходите туда. Накройтесь книжкой Кинга и не отсвечивайте, пока зрители не забудут ваши выходки». Но когда создатели прислушивались к голосу разума? Погодите, пузыри еще покроют всю Америку. Надо же откуда-то набирать новых героев в третий сезон…