
"Гонзо" -- очень нежная история о Хантере Томпсоне, которой удалось сказать о том главном, что все время упускают в рассказах об авторе "Страха и ненависти в Лас-Вегасе".
"Гонзо" – очень нежная история о Хантере Томпсоне, которой удалось рассказать то главное, что все время упускают в рассказах об авторе "Страха и отвращения в Лас-Вегасе".
"Гонзо: Страх и ненависть в Лас-Вегасе!" (в оригинале – "Жизнь и творчество Хантера С. Томпсона) начинается с того, что Джонни Депп, очень просто одетый и без макияжа, с выражением зачитывает куски из "Ангелов ада" – первой книги Хантера С. Томпсона, честного журналистского расследования, принесшего ему славу и несколько переломов. А заканчивается он разговором о том, что самоубийство – трусливый акт и что нам именно сейчас не помешал бы политический колумнист с таким полемическим задором.
В промежутке – целая жизнь лучшего журналиста XX века, так и не ставшего тем писателем, которым он мечтал стать.
В погоне за фактурой создатели фильма во главе с режиссером и сценаристом Алексом Гибни (продюсером великолепной документалки про наркоторговца «Господин Неприкасаемый» /Mr. Untouchable/ (2007) и автором сценария "Энрон – самые умные парни в комнате", документалки про главный корпоративный скандал доипотечной эпохи) иногда почти угоняются за самим Томпсоном. Гибни нашел, например, Сонни Баргера, президента калифорнийского отделения "Ангелов ада", старичка со скрипучим голосом, чтобы тот рассказал о Томпсоне. В пандан ему пустил интервью с Томом Вулфом, автором "Электропрохладительного кислотного теста" и Джимми Картером, бывшим президентом США.
Все анекдоты про Томпсона тщательно изучаются. Нам, к примеру, рассказывают страшную историю про легендарную вечеринку "Веселые проказники приветствуют Ангелов ада", на которой якобы случилось групповое изнаслование, которого никто, кроме Хантера Томпсона, не заметил. А потом Вулф, слегка стесняясь, рассказывает, что изнасилования не было – просто бывшая жена Нила Кэссиди решила оторваться по-настоящему. Потом нам рассказывают про "Страх и отвращение в Лас-Вегасе". Самое интересное здесь – ярость, с которой Томпсон принял известие о том, что журнал Sports Illustrated, заказавший ему маленькую заметку про мотогонки, отказался публиковать этот гениальный наркотический бред.
Потом выясняется, что Томпсон был за гражданские права и серьезно занимался политикой – как федеральной, в качестве журналиста, говорившего с Никсоном о футболе, так и местной, пытаясь избраться шерифом в Аспене, штат Колорадо. Рассказывают об оружии. "В тот день, когда убили Роберта Кеннеди, мне пришло извещение с почты о том, что прибыл заказанный мной Walther P38. Мы отстреляли его в этот день и согласились на том, что у него очень мягкий спуск. А потом я отослал его назад. Но возврат "вальтера" ничего не решил – он только отложил неизбежную необходимость как-то решить мою проблему с оружием".
Проблема была не только с оружием. Много лет Томпсон выпивал по литру бурбона в день – не считая таблеток, порошка и травы. Он так никогда не удовлетворился своим писательским трудом, а журналистика для него погибла, когда он стал знаменитостью – он не мог слиться с толпой и незаметно собрать информацию, когда его узнавала каждая собака. В 2005 году он застрелился. К тому моменту он уже был развалиной, больным человеком, пожилым неудачником.
Вопрос заключается лишь в одном: чего из этого мы не знали? Что мы не увидели в фильме "Последние сутки Хантера Томпсона", выпущенном на канаде Discovery, о чем не рассказывалось в фильме "Где бродит буйвол", которому Роджер Эберт поставил один балл, о чем не было написано в "Скачки в Кентукки упадочны и порочны" или в "Ромовом дневнике"?
Конечно, настоящие фанаты человека, который в одиночку похоронил объективную журналистику все это и так знали. Тут важно другое. Томпсон придумал журналистику, в которой репортер – непосредственный участник событий, трикстер, провокатор и герой репортажа. Но при этом он был Доктором Гонзо, человеком, в совершенстве владеющим ремеслом: информаторы, источники, критика этих источников. Он занимался поисками истины и был бесстрашен, даже если эту истину приходилось доводить до абсурда.
Его многочисленные последователи все поняли про абсурд, но как-то позабыли про источники, бесстрашие и истину. Ради этого, в общем, и кино стоит посмотреть.