Трогательная история мальчика-аутиста, вернувшегося из тьмы замкнутости в обычный мир с помощью знаменитых мультфильмов студии Уолта Диснея
Трогательная история мальчика-аутиста, вернувшегося из тьмы замкнутости в обычный мир с помощью знаменитых мультфильмов студии Уолта Диснея.
Двадцать лет назад жизнь супругов Рона и Корнелии Саскинд была похожа на воплощение американской мечты: небольшой, но уютный дом, успешная журналистская карьера отца, два симпатичных малыша, растущих не по дням, а по часам. Но в три года с младшим сыном Оуэном происходит трагедия – он стремительно изменяется, словно угасает, перестает общаться с друзьями и родными. Врачи ставят неутешительный диагноз «аутизм» и подготавливают родителей к мысли о том, что, возможно, им больше не удастся пообщаться с сыном, настолько глубоко он погрузился внутрь себя. Единственное, что хоть чуть-чуть «оживляет» Оуэна, это просмотр диснеевских мультфильмов, столь любимых им с пеленок. Удивительно, но анимационные ленты оказывают на мальчика благоприятное воздействие – Оуэн постепенно учится заново постигать мир с помощью героев Disney и к 23 годам становится полноценным членом общества.
В нашей обыденной жизни, превратившейся в последние годы в ежедневное противостояние с мифическим «Западом», вы наверняка регулярно слышите рассказы о том, что Голливуд – бездушная машина по выкачиванию денег из карманов зрителей, что даже в детских картинах американцев отсутствует «духовность» и «семейные ценности», что фильмы Pixar и Disney учат детей не тому, чему должен учить кинематограф. Особенно достается Disney. Мол, и Маугли у них балбес балбесом по сравнению с нашим, и «культ принцессы» отвергает почтение к родителям, и хитрости с коварством, дескать, у героев детских фильмов куда больше, чем отваги и благородства. И вот, мол, в наших-то советских мультиках – ого-го! Не то что в этих ваших «Королях Львах» и «Белоснежках». Вот именно этим «хулителям» всего иностранного и хочется в первую очередь порекомендовать просмотр блистательной документальной драмы «Анимированная жизнь». Может быть, она заставит «патриотов» не только изрекать лозунги, но и думать.
Да, кино об аутистах, как и любые картины об инвалидах или людях с физическими и психическими отклонениями, имеет определенный манипулятивный окрас – от слез временами тяжело удержаться. Но мрак «нагнетается» здесь не для того, чтобы создать атмосферу, а в попытке дать зрителю возможность ощутить хотя бы сотую долю того, что выпало пережить родителям Оуэна. Словами это передать невозможно, но семейная видеохроника дает некоторое представление: из шаловливого мальчугана Оуэн в несколько дней превращается в безмолвный «овощ». На несколько долгих месяцев и даже лет…
А потом случается чудо. За годы своего молчания и даже своеобразного «отсутствия» мальчик постигал мир через любимые мультфильмы. Оказывается, он не только выучил их все наизусть, но и смог найти в них проекцию практически к любой жизненной ситуации – через героев мультиков он понял, что такое радость и грусть, для чего нужны друзья и как стоит относиться к своей семье. Оуэн примерял на себя опыт Бэмби и Дамбо, Пиноккио и Горбуна из Нотр-Дама, Геркулеса и Питера Пэна, Русалочки и Маугли – и переживания героев стали его собственными. Да, это несколько пугает, когда ребенок говорит с тобой только цитатами из мультиков, но на фоне четырехлетнего бессмысленного бормотания – это огромный прорыв. Прорыв, который удалось развить, который закрепился, позволил мальчику пойти в школу и колледж, начать со временем самостоятельную жизнь.
Большая часть картины, кстати, посвящена даже не тому, насколько велико оказалось влияние на Оуэна диснеевских картин, а будням человека с проблемами коммуникации с обществом. И вот такого в России точно не увидишь. Наш удел – «Класс коррекции» со злобой и ненавистью, исходящими от всех, включая родителей. Здесь же Оуэну рад не только оплачиваемый персонал больницы, но и многочисленные соседи, педагоги, у молодого человека есть любящая семья, друзья и даже девушка (разрыв отношений с ней – одна из наиболее драматичных частей ленты). Оуэн – не обуза, он подготовленный к жизни мужчина, живущий отдельно от родителей, работающий, ведущий активную общественную жизнь, рисующий и пишущий рассказы. И все благодаря сотне заезженных до дыр видеокассет с мультиками – это ли не чудо?
Документальное кино порой куда более жестоко к своим героям, чем игровое. Реальному видео сложно придать иные смыслы, скрыть в нем подлинные эмоции – оттого документалки и не пользуются большой популярностью, слишком много в них живых, насыщенных эмоций. «Анимированную жизнь» смотреть больно, особенно людям с маленькими детьми, но в фильмах такого рода всегда кроется и надежда: чудо случается не только в мультиках, жизнь порой тоже выруливает к хеппи-энду, даже если сперва больно отшлепает. Только не опускайте руки и всегда верьте в ребенка.
С 1 декабря в кино.