Накануне выхода в прокат комедии Карена Оганесяна "Пять невест" актриса Юлия Пересильд рассказала о фильме, коллегах, пробах и отношении к славе
"Пять невест" уже показывали на Московском кинофестивале. Видели ли вы картину, какие ощущения?
Ощущения радостные, потому что, по-моему, получилось хорошая комедия. К сожалению, я уже читала одну критическую статью с рассуждениями о том, что, мол, во время войны не так все было. Но это совсем другой жанр. Неправильно анализировать комедию с точки зрения глубокой психодрамы. Это несерьезно. У каждого жанра свои законы. Здесь самое главное эмоциональный заряд. Это очень светлое кино, сделанное с такой любовью, с таким азартом и озорством, что на все остальное нужно просто закрывать глаза и ни в коем случае не рассматривать его с точки зрения бытовой правды.
И как реагировал народ в зале?
Поскольку это была публика московского кинофестиваля, то первые пятнадцать минут зритель активно боролся с собой, чтобы не подключиться к картине. Но нельзя идти на любую картину русского режиссера с настроем на то, что это будет очередное г… Я вообще против модного сегодня декларирования, мол, все наше кино в ж… Очень много зависит и от того, в каком настроении мы смотрим кино. Судя по овациям после показа и тому, что народ только приходил, а не уходил, картина понравилась. По-крайней мере, мои знакомые сказали: "Господи, как мы уже устали от заумного, серьезного многозначительного кино". Правда, есть еще второй вариант – кино про попу. Вот такие две крайности. Совсем не осталось народного кино. И это не оскорбительное слово. Это не кино для бабушек и дедушек. Это кино, на котором можно и посмеяться, и поплакать, и выйти в светлом, даже радостном настроении. Я лично на финальной надписи, не скажу какой, всплакнула. Это так попадает…
У вас были пробы?
Проб как таковых не было. Я встречалась с Кареном Оганесяном, и меня вначале планировали взять на другую роль. Но после того как мы с ним пообщались, мне сказали, что меня утверждают на роль близнецов". Я спросила: "В смысле? Я же одна. Кто будет второй?" "Вы", – ответили мне. В общем, я играю двух героинь, правда, в основном, появляется одна. Но есть две сцены драки. И это все так смонтировано, что даже у меня во время просмотра возникло ощущение: "Ой, как это, а это кто такая?"
Вы обрадовалась или расстроилась тому, что предложили другую роль?
Я очень обрадовалась, хотя бы потому, что у моей героини много фраз, которые могут стать фразеологизмами, если зритель полюбит фильм. Например, "Сильная штука – законный брак. Мужа в глаза не видела, а скучаю".
Вы рассказывали, что во время съемок очень сдружилась с девчонками…
И с мальчишками (смеется). Просто со всеми вместе у нас был всего один съемочный день. А большую часть времени мы снимались с Даней Козловским. Он вел себя очень галантно. Периодически встречал нас из аэропорта с цветами, возил на своей машине. Нам с ним было неплохо (смеется). А вот каково ему было все время находиться в окружении пяти девушек, которые беспрерывно ржут… Кстати, есть одна деталь, объединяющая нас с Даней. Он играет в питерской "Варшавской мелодии", а у нас с Даней Страховым есть своя "Варшавская мелодия" Сергея Анатольевича Голомазова в театре на Малой Бронной.
Продолжаете общаться сейчас?
Сейчас в силу нашей ужасной занятости мы почти не встречаемся. Но я ходила к Лизе Боярской на премьеру фильма «Не скажу» (2010), мы с ней созваниваемся. Лиза меня просто покорила своим характером – он, с одной стороны, женский, а с другой, совсем не бабский. Я чувствую, что она надежный человек. Она ответственная. На нее можно положиться. Мне такие люди близки. Она к профессии относится очень серьезно. Она пашет как лошадь. И она понимает, что вся мишура только сверху. В общем, она из разряда "моих людей".
У вас на картине были какие-то общие посиделки?
Еще бы! Надо знать группу Карена Оганесяна. У нас каждый сотый кадр отмечался. Первый сотый – это режиссерский, второй – операторский, третий – художника. Это питерская традиция. Я сейчас опять как раз нахожусь на съемках у Карена. И мы опять снимаемся вместе с Даней Козловским. А еще тут собрались почти все мои театральные партнеры: Саша Новин, Наташа Ноздрина. Главную роль играет Александр Домогаров. Это психологический триллер.
А в какой атмосфере вам тяжело работать?
Когда люди привыкают к хамству, к такой манере общения: "Эй, ты, давай. Массовка, встали. Куда пошел?" Я ненавижу это и считаю жлобством. Мне всегда в такие моменты стыдно бывает, в том числе, за себя. К тому же, как правило, в массовке заняты взрослые люди, иногда пожилые. Мне становится просто плохо. Один раз я даже ушла с площадки. На меня выставляли кадр. Я терпела, терпела, а потом… до свидания. Спор может быть творческим, по делу. Бывает еще усталая ругань, когда все уже психуют… Но когда начинается рисовка друг перед другом, кто круче, кто главнее, сильнее, мне сразу хочется убежать.
Сейчас вы снимаетесь в психологическом триллере. Вас все время бросает из огня да в полымя…
Да, это совсем другое. А перед этим я снялась в картине "Зимнее танго" у Володи Янущика по сценарию Алексея Тима, и это ироническая мелодрама. Но в том, что ты можешь сначала сыграть что-то серьезное, а потом прыгнуть в комедию, и есть кайф профессии.
Не страшно каждый раз браться за что-то новое?
В любой первый съемочный день я чувствую себя студенткой первого курса, меня трясет от волнения. И даже сейчас… Казалось бы, я знаю Карена, знаю группу, все партнеры уже близкие люди, но все равно страшно.
А как вы в таком случае относитесь к пробам?
А вот пробы я воспринимаю гораздо проще. Даже если пробы были неудачными, что бывает достаточно часто, но они мне что-то дали, то стоит задуматься, и хотя бы побороться за роль, попросить еще одну пробу. А если пробы прошли удобно, хорошо, ты вышла абсолютно без каких-то новых ощущений и впечатлений, то, скорее всего, тебе это и не нужно.
Неужели никогда сильно не переживали, когда не брали?
Я мастер спорта по пробам (смеется). На «Пленного» (2008) пробовалась семь месяцев, а на «Край» (2010) – год. Ходила туда, как на работу. В любое свободное время. И пробы были не по часу, а по пять часов. Я пробовалась со всеми партнерами. Но там все так пробовались, кроме Аньерки, просто у нее пробы были в Берлине. И Володя Машков пробовался не один раз. Однажды, когда Учитель не мог понять, какой он все-таки должен быть, Володя психанул и… побрился. Прямо на пробах. Я пробовалась на картину Миндадзе «В субботу» (2011). Конечно, расстроилась, что не взяли. Да и времени жалко. Каждую секунду бережешь, а когда так… по три часа…
Вы избирательно относитесь к выбору работы. Но при этом случалось ли, что, грубо говоря, все равно влипали не туда, куда надо?
Да, влипала. И вот это не плохие пробы. Это куда серьезнее.
И такой опыт тоже нужен?
Все-таки нет. Вот в театре даже, если ты сыграла что-то неудачное, спектакль перестает жить, и все. А в кино ты один раз вляпалась, проходит время, ты уже другая, и уже таких ошибку не совершишь, и вдруг вечером, переключая каналы, наталкиваешься на этот фильм и думаешь: "Господи…" И на неделю портится настроение.
Юля, после всех наград у вас хоть что-то изменилось в самоощущении? Как сказал недавно театральный критик Роман Должанский, вы в Театре Наций уже сама "тяжелая артиллерия"…
Вы серьезно этот вопрос задаете? (смеется) Это, конечно, очень питает, дает новые силы, новую энергию, но глобально это жизнь никак не меняет. А вот хорошая роль может поменять твою жизнь. Да, может измениться внутреннее самоощущение. Роль в "Крае" – первая, о которой я могу хоть как-то серьезно говорить. И ты начинаешь к себе чуть-чуть по-другому относиться. Даже не ты к себе, а люди начинают к тебе более серьезно относиться, думать, что ты что-то можешь. Конечно, все премии это мило, приятно, но я думаю, что для серьезных, больших режиссеров это все не имеет такого уж значения.
А как и где вас в основном находили до "Края"?
Чаще всего видел в театре либо режиссер, либо продюсер. А вообще никогда не знаешь, где, кто тебя увидит. Например, мне после программы "На ночь глядя" позвонило народа больше, чем после некоторых премий, среди них несколько серьезных режиссеров. Кто-то звонил после интервью в одном из журналов. Но надо думать, на какие передачи ходить, в какие издания давать интервью. Я себе не ставлю задачу, чтобы меня видели все и везде. Мне кажется, ошибка думать, что, постоянно мелькая, на тебя свалится какое-то фантастическое предложение.