Эпический супергеройский блокбастер, к сценарию и экшену которого можно предъявить немало претензий
После того как война Супермена (Генри Кавилл) с генералом Зодом приводит к частичному уничтожению Метрополиса, мнения людей о супергерое разделяются. В то время как одни видят в Супермене спасителя-мессию, другие приходят в ужас от того, что на Земле живет существо, которое не может остановить ни одна армия. «Что будет, если Супермен пойдет против людей?» – спрашивают себя среди прочих миллиардеры Лекс Лютор (Джесси Айзенберг) и Брюс Уэйн (Бен Аффлек). И оба они пытаются создать оружие, которое могло бы остановить Супермена.
Мы знаем из истории создания нового комиксного суперблокбастера, что студии DC Comics и Warner изначально планировали выпустить вторую серию приключений Супермена. Бэтмен (он же Брюс Уэйн) был вписан в сценарий, когда сюжет фильма уже начал обретать очертания. Это не было поводом для беспокойства – многие сценарии выиграли от существенных изменений, порой внесенных в самый последний момент. Но теперь ясно, что нам надо было волноваться. Потому что добавление Бэтмена сделало картину не лучше, а хуже.
Почему? Потому что если расписать на бумажке все, что происходит в «Бэтмене против Супермена», и вычеркнуть то, что не важно для основного сюжета ленты, то карандаш зачеркнет и имя Бэтмена. В основе своей лента Зака Снайдера – это история противостояния Супермена и Лютора, в ходе которого молодой и гениальный, но психически нездоровый магнат, до смерти напуганный самим существованием супергероя, сперва старается его дискредитировать, а затем – убить. Для этого он использует криптонианскую технологию и создает кошмарного монстра по прозвищу Думсдэй (это не спойлер – Думсдэй засветился в трейлерах фильма). Таким образом, ключевой драматический конфликт фильма в том, не сдастся ли Супермен, когда люди повернутся против него, и сдюжит ли он, когда вступит в бой с чудовищем, рожденном на Земле, но основанном на биотехнологии его родной планеты.
Какую роль во всем этом играет Бэтмен? Второстепенную. Хотя герой Готэма думает своей головой и действует по своему усмотрению, Лютор, как блистательный манипулятор, фактически натравливает его на Супермена. Лекс резонно полагает, что будет лучше, если супергероя убьет понятный землянин, чем если это сделает непредсказуемый монстр. Так что Бэтмен становится для Супермена своего рода разминкой перед главным боем его жизни. При этом, хотя земной супергерой участвует в схватке с Думсдэем (это тоже показано в трейлерах), он почти не вносит в нее вклад. По большому счету Бэтмен просто пытается выжить, пока Супермен пытается победить. Так что если бы Бэтмена в фильме не было, то картина стала бы короче, но ее основной сюжет изменился бы незначительно. Лютор просто сразу бы перешел к Думсдэю. Или вооружил бы своих наемников супероружием.
Когда фильм обрастает второстепенными сюжетными линиями, которые не углубляют его основную тему, повествование страдает. И «Бэтмен против Супермена» подтверждает это общее правило. Многочисленные сцены с участием Бэтмена и его дворецкого Альфреда (Джереми Айронс) чрезмерно усложняют фильм и отнимают время, которое можно было бы с большим художественным толком потратить на внятное представление Думсдэя, тщательную проработку отношений между Кларком Кентом и Лоис Лейн (Эми Адамс), душевные терзания Супермена и так далее.
Что еще хуже, фильм оглупляет Бэтмена, чтобы сделать его пешкой в руках Лютора. В комиксах Бэтмена именуют «величайшим детективом», и можно было бы ожидать, что многоопытный Бэтмен Бена Аффлека (в фильме не раз подчеркивается, что он уже двадцать лет борется с преступностью) предстанет на пике своей умственной формы. Но, хотя Брюс Уэйн явно не дурак, он не только не разгадывает заранее планы Лютора, но даже не узнает все, что можно узнать о Супермене. Ничего себе «величайший детектив»! В фильме этот титул явно принадлежит Лютору, и получается, что Бэтмена переигрывает мальчишка, вчерашний студент. Да, как экшен-герой Брюс Уэйн показывает себя с лучшей стороны. Но во вселенной, по которой летают супермены, Бэтмену мало гаджетов и стальных мускулов. Ему надо крепко работать головой.
Кстати, о работе головой. Как и предсказывали знатоки комиксов, разрекламированный бой между Бэтменом и Суперменом свелся к использованию криптонита (напомним, что это вещество с Криптона, которое ослабляет и даже убивает сородичей Супермена). Когда Супермен здоров, Бэтмен даже после со смаком показанных тренировок ничего не может ему противопоставить, и соперник играет с «летучей мышью», как котенок с добычей. Когда же Бэтмен применяет криптонит, то преимущество оказывается на его стороне, и стены и потолки в пустующем здании пробивает уже голова Супермена. И так несколько раз, пока один из героев не одерживает победу. Вроде бы круто, но менее драматично, чем схоже поставленный бой Терминаторов в туалете в кульминации «Терминатора 3: Восстание машин». Потому что там роботы бились насмерть, а в «Бэтмене и Супермене» зрители заранее, из трейлеров, знают, что ни один из героев к концу боя не погибнет и не будет серьезно ранен. Им ведь еще Думсдэя укрощать!
В результате получается, что история Супермена рассказана хуже, чем она могла бы быть рассказана, если бы фильм регулярно не отвлекался на Бэтмена, а Темный Рыцарь не вызывает того уважения, которое он должен был бы вызывать. И его лучшую боевую сцену можно увидеть, не выходя из дома. Это сцена из трейлеров, где он за несколько секунд эффектными приемами раскидывает целый отряд наемников.
А что же Чудо-женщина в исполнении Галь Гадот? Она тоже разочаровывает, потому что у нее в картине всего несколько сцен. Сперва она в середине фильма привлекает внимание Брюса Уэйна как «обычная женщина», а затем надолго пропадает и появляется в кульминации в боевых доспехах, чтобы вместе с Бэтменом отвлечь Думсдэя и помочь Супермену одержать победу. Картина не называет ее полное имя или геройское прозвище и ничего о ней не рассказывает, кроме того, что она живет неестественно долго. Хорошо хоть, что лента демонстрирует ее основные боевые суперприемы. Прочих заявленных в титрах супергероев и упоминать не стоит – они мелькают на экране, но в действии никак не участвуют.
О чем еще стоит сказать? Что из Аффлека получился убедительный Бэтмен, что Айзенберг донельзя раздражает в роли вечно кривляющегося Лютора, что в фильме почти нет шуток и легкомысленных моментов (пафос, пафос, пафос!), что картинка настолько обесцвечена, что порой кажется черно-белой, что в ленте полным-полно героических проходов в замедленной съемке, что в фильме есть весьма эффектные кадры и что значительная часть бюджета была потрачена на реальную и компьютерную пиротехнику. Хотя экшена в фильме меньше, чем стоило бы ожидать, и он в основном сосредоточен в финальной части картины.
Также тем, кто критиковал «Человека из стали» за обилие невинных жертв (Кларк Кент должен спасать, а не убивать!), приятно будет узнать, что в сиквеле Супермену поставили это на вид и что в новой картине всякий раз, когда начинается большая заварушка, кто-нибудь на экране замечает, что вокруг нет гражданских, которые могли бы пострадать. Это, конечно, приятно. Но было бы лучше, если бы от того, как фильм устроен, не страдали бы реальные зрители.
С 24 марта в кино.