Потенциально одна из самых любопытных телеадаптаций Стивена Кинга последних лет – детектив об отставном копе, возвращающемся к незавершенному делу о массовом убийстве
2009 год, Оклахома. В толпу безработных, ожидающих открытия рынка вакансий, на полной скорости влетает роскошный автомобиль и уносит 16 жизней, в том числе женщины и ребенка. За расследование берутся лучшие детективы, но злоумышленник, бежавший с места трагедии, не оставил ни единой улики. Спустя два года уже, казалось бы, забытое дело обретает второе дыхание – возглавлявший следствие Билл Ходжес получает сообщение от человека, который явно знает о теракте больше, чем публиковалось в прессе. Проблема заключается в том, что Ходжес успел уйти в отставку и порасти домашними делами, да и полиция предпочла бы не вспоминать о неуловимом преступнике, получившем кличку Мистер Мерседес. Разбираться в полузабытом массовом убийстве отставному детективу приходится в одиночку, а уверенный в неуловимости и безнаказанности маньяк тем временем готовит новое кровавое злодеяние.
Есть какая-то ирония в том, что среди экранизаций романов, повестей и рассказов Короля Ужасов Стивена Кинга самые высокие места занимают не кровавые хорроры и не мистика с путешествиями сквозь время и миры, а драмы, пусть часто и приправленные здоровой щепоткой зловещих фантазий. Объяснять успех «Побега из Шоушенка», «Зеленой мили» и «Сияния» можно часами и даже сутками, но истина останется неизменной: нишевые произведения Кинга поддаются переносу на экран заметно хуже. Но тем больше шансов на то, что более серьезные, чем обычные «пугалки», книги получат достойное воплощение на ТВ и в кино – мы все это заслужили. Да, с «Темной Башней» вышло не очень хорошо, а от новой «Мглы» несет вторичностью так, словно ее нашли на мусорной свалке, но есть неплохая адаптация «22/11/63», а сейчас к ней прибавится и «Мистер Мерседес» – достойные экранизации «неужасных» книг.
Книжный «Мистер Мерседес» во многом отличается от всего того, что раньше писал Кинг. Во-первых, это детектив (даже, вернее сказать, «полицейский триллер», поскольку интриги с личностью злодея в романе не было, напряжение достигалось расследованием и погоней за убийцей, а не классической разгадкой тайны персонажа), в этом жанре автор выступал впервые. Во-вторых, в кои-то веки Кинг «выключил» вселенную Билла Ходжеса из мира, в котором существуют практически все остальные романы автора, – трилогия о Мистере Мерседесе не требует от читателя знаний о Темной Башне, Касл-Роке или Салеме. Наконец, в-третьих, в «Мистере Мерседесе» и двух его сиквелах Стивен Кинг проявил себя необычайным провидцем, направленный в толпу автомобиль – это лишь один книжный эпизод, который стал реальностью в выпусках новостей.
Казалось бы, телевидение съело целую стаю собак на экранизациях детективов, постановке полицейских процедуралов и демонстрации работы следствия на самых разных этапах – бери и снимай прямолинейно и в лоб, но Кинг не был бы Кингом, если бы в его книге не было «двойного дна». «Мистер Мерседес» – это не столько рассказ в духе «поймай меня, если сможешь», это серьезное и даже философское произведение об ответственности. Об ответственности за поступки и проступки, за неисполненные намерения и недобросовестно исполненные обязанности, за слово и за дело. Но нужно отдать должное автором телеверсии – они приложили усилия к тому, чтобы заглянуть под покровы достаточно стандартного детективного сюжета.
В каком-то смысле рецензию на «Мистера Мерседес» можно ограничивать пятью словами: в главной роли Брендан Глисон. Наличия в титрах имени этого актера достаточно, чтобы поверить в проект, – он одним своим видом придает уверенности всем остальным на съемочной площадке и вокруг нее. Глисон идеально вписался в образ отставного детектива, который сейчас пролеживает на диване бока, лается с подростками за окном и живет воспоминаниями. Каждый кадр с Ходжесом передает неустроенность и неуживчивость героя, и именно такой герой нам нужен – таким Ходжеса полюбили миллионы читателей, о таком захотели прочитать в продолжениях, о таком надеялись увидеть сериал. Хартсфилд, которого играет Гарри Тредэвей, заметно уступает своему «противнику», но так и должно быть в пилоте, нас ждет еще немало сюжетных поворотов, когда инициатива будет переходить от одной стороны к другой.
Шоураннера Дэвида Келли, автора телеадаптации «Большой маленькой лжи» и «Голиафа», и канал Audience стоит похвалить за откровенность некоторых сцен – история нам предстоит взрослая, жестокая и драматичная, так что заведомо сглаживать углы не стоит. Начальная сцена массового убийства, конечно, уступает кадрам хроники программы «Чрезвычайное происшествие» или ютуб-подборкам автокатастроф, но настроение задает подобающее – будет много крови, и поимка злодея действительно должна стать делом чести для Ходжеса. И в пилоте удалось все, на что надеется зритель, как знакомый с книгой, так и сторонний наблюдатель. Есть загадка, есть достойные противники, есть атмосфера тревоги и есть фирменная кинговская «безнадега», чувство непредсказуемости финала. Ведь за хорошими концовками лучше обращаться к другим писателям, а у Кинга – все предельно.