В седьмом "Поттере" давно прозванный ремесленником Дэвид Йейтс привычно следует букве романа и также привычно не справляется: зрители тонут в хаосе событий, с ностальгией вспоминают "Орден Феникса" -- и только Райф Файнс по-прежнему прекрасен.
Темный Лорд охотится за мальчиком со шрамом, попутно вынашивая планы захвата министерства магии. Стратегическая операция Ордена Феникса едва не срывается из-за доносов неустановленного предателя. Свадьбу в семействе Уизли разгоняют заглянувшие на огонек Пожиратели смерти. Гарри, Рон и Гермиона откладывают возвращение в Хогвартс до лучших времен и начинают действовать.
"Мы не отрицаем – настали темные времена", – насупив брови, сообщает волшебному сообществу сухопарый министр магии (Найи). Веское заявление можно расценивать как метафору, так и буквально: начиная с украшенного концептуальной ржавчиной логотипа Warner Bros и вплоть до финальных титров над всем происходящим нависает тоскливая грозовая пелена. Среди этой непогоды посерьезневшая троица (Рэдклифф, Гринт и Уотсон соответственно), в первый раз предоставленная сама себе, растерянно мечется по лесам Британии – дав задание найти и уничтожить крестражи с частицами души Волан-де-Морта, Дамблдор то ли забыл, то ли не успел сообщить некоторые существенные детали.
Ленту предполагалось выпустить в 3D, но работы по конвертации не успели завершиться к намеченной дате релиза.
Для съемок было изготовлено 500 волшебных, простите, деревянных палочек.
На стене лондонской закусочной, где оказываются Гарри, Гермиона и Рон, можно заметить постер "Экууса" – бродвейской пьесы, в которой Рэдклифф играл мальчика, ослепляющего лошадей.
Определение "связующее звено" в значении "немного бестолковая, но сюжетно необходимая прелюдия к финалу" в большей или меньшей степени применимо к любому фильму франшизы, начиная с четвертого. Однако надо признать, что в сравнении с первыми "Дарами" даже несколько хаотичный «Орден Феникса» того же режиссера выглядит образцом структурной и смысловой целостности. И дело не только в том, что решение экранизировать шестисотстраничный талмуд в два приема помогло лишь отчасти – события все равно мелькают со скоростью, не позволяющей уловить между ними связь, а мотивации героев далеко не очевидны. И даже не в том, что лента следует книге с той дотошной скрупулезностью, за которую взыскательная аудитория уже пару раз обзывала Йейтса бездушным ремесленником. Главная проблема "Даров", это, скорее, перекосившаяся система приоритетов: постановщики столь усердно работали на динамику и зрелищность, что важная для Роулинг рефлексия – а книжка, если подумать, была не столько о поисках крестражей, сколько о поисках себя – абсолютно затерялась в качественном, но механическом экшне.
Впрочем, в темном царстве не обошлось без проблесков света, к числу которых, как ни странно, можно причислить безумную клику Пожирателей Смерти с Рэйфом Файнсом во главе (да и все старшее поколение актеров, выступающее в качестве мощнейшей группы поддержки) и психоделическую анимационную новеллу о встрече трех братьев со Смертью.
В целом же вполне очевидно, что ни одна из предъявленных претензий не в состоянии отвадить фанатов от просмотра второй части. Пора признать, что запущенная почти десятилетие назад франшиза давно существует по собственным законам мультикультурного феномена, неуязвимым для критики и аналитики. Да, "Дары" в большей мере, чем предыдущие серии, являются продуктом внутреннего пользования и самостоятельно заполнить смысловые лакуны фильма смогут лишь те, кто хорошо помнит книгу. Но если солидные кассовые сборы легко собираются силами одних поклонников, то подыгрывать случайному зрителю в виду ограниченного хронометража действительно нет резона. И коль уж никто из подсевших на магию поттерианы не найдет в себе силы соскочить в столь непосредственной близости от финала, сразу добавим, что вторая часть "Даров" выйдет 14 июля следующего года и, вроде бы, на сей раз точно в 3D.