В прокат выходит фильм Олега Хамокова «Узлы» — драма о союзе взрослого дальнобойщика Берда (Роберт Саральп) и 17-летней девушки Дины (Светлана Мамрешева), которые решают построить самый большой дом в селе. Картина стала полнометражным дебютом для режиссера. В преддверии выхода фильма на большие экраны поговорили с создателем о влиянии Сокурова-мастера, традициях на Кавказе и шансе на исправление.
В картинах учеников Сокурова можно выделить визуальные сходства — например, блеклые цвета. Есть ли какие-то негласные правила, которых придерживаются выпускники мастера?
Не думаю, что это происходит специально или же это такая «школа». Цвет диктуется, на мой взгляд, отношением автора к конфликту, разворачивающемуся в фильме. И каждый фильм заново определяет мотивировки цвета. Блеклые цвета могут быть связаны с желанием режиссера излишне не эксплуатировать эмоциональность зрителей и сделать больший акцент на осмыслении событий. Наверное, сходство цветового решения в фильмах учеников Сокурова определяется аналогией рассматриваемых конфликтов. Например, в основе «Узлов» лежит сюжет из адыгского нартского эпоса — легенда об Адиюх. Мы попытались переосмыслить ее в современном контексте.
В кинематографическом сообществе есть определенные ожидания от учеников Сокурова?
Не могу знать. Я сейчас представляю свою дебютную полнометражную картину и почти не знаком с кинематографическим обществом. Но то, что ученики Сокурова стали неким брендом и их имена в основном связаны с успехом в кинематографическом пространстве, отрицать сложно. Ожидания связаны в большей мере с интересом к новым работам выпускников.
Мы привыкли, что отношения с большой разницей в возрасте, как правило, «навязаны» традициями или являются меркантильными. Какая любовь у героев «Узлов»?
Скорее второе. Вообще стереотипное мнение о «губительной роли» любого рода традиций, сформировавшееся в современном мире, мне чуждо. В русской культуре есть великолепная поговорка: «Научи дурака молиться Богу — он себе лоб расшибет». Настоящие традиции никто насильно не навязывает, не определяет их содержание, не контролирует их исполнение. Традиция — это всего лишь естественным образом сложившиеся нормы поведения в человеческом обществе. Правильно понимаемая традиция по своей природе не может отрицать или ограничивать личность. Когда человек ответственность за все свои беды и неумение анализировать собственную жизнь перекладывает на какие-то традиции, он как минимум обманывает себя.
Стереотипно принято думать, что на Кавказе женщины руководят семьей, а не стройкой, как героиня в отсутствие мужа. В Кабардино-Балкарии какое место в семье занимает женщина?
По-разному, как и в любом другом месте мира. Зависит от того, какой путь в своей жизни женщина выбирает. Если мы стереотипно пытаемся сказать о том, что женщина на Кавказе имеет ограниченные права или возможности, на мой взгляд, это не соответствует действительности. Скорее на Кавказе сейчас стоит говорить о месте мужчины в семье, а не наоборот. Там вопросов много.
Берд, главный герой картины, становится жертвой местных бандитов. Насколько подобная история реальна на сегодняшний день? Такое может произойти?
В жизни все может произойти, не важно, где. Когда речь заходит о деньгах, последствия и формы разрешения такого рода конфликтов разнообразны и вариативны. Такое может произойти, но скорее как исключение из правил.
Если исходить из реальной ситуации, что может случиться с Бердом уже после окончания фильма? И что будет с Диной?
С него взыщут все долги. Он взял на себя обязательства, которые не способен был выполнить. Дина же совершила поступок, после которого она не сможет физически находиться рядом с Бердом. Они должны разойтись. Жизнь всегда дает возможность поменяться в лучшую сторону.
Смотрите фильм «Узлы» в кино с 8 июня.