Итальянская комедийная мелодрама с непереводимым юмором и сюжетом, который слишком короток для полнометражной ленты
Адвокат Франческо (Фабио де Луиджи) живет на юге Италии и дружит с приехавшей из Франции ветеринаром Клаудией (Летиция Каста). Их отношения настолько тесны, что со стороны они могут показаться семейной парой, но на деле оба не допускают даже мысли о романтической связи. Однако когда Клаудия заводит роман с коллегой и всего неделю спустя решает выйти замуж, Франческо осознает, что его это раздражает и тревожит. И хотя у него самого вскоре появляется возлюбленная, отношения с Клаудией остаются для Франческо важнее, чем его новый роман…
Про словам известного итальянского постановщика мелодрам и ромкомов Джованни Веронези («Любовь: Инструкция по применению», «Учебник любви»), его новая лента посвящена мужчинам, которые любят своих знакомых, но боятся в этом признаться и довольствуются дружбой, порой проводя всю жизнь на орбите счастливых с другими мужчинами красавиц. Понятно, Америку Веронези не открыл. «Френдзона» ныне очень популярная тема. Чем же отличается «Вот так подружка» от, например, недавней канадской комедии «Дружба и никакого секса?» с Дэниелом Рэдклиффом и Зои Казан?
Тем, что хеппи-энд «Подружки» совсем не такой, какой обычно бывает в американских романтических комедиях. В то время как прекраснодушные режиссеры уверяют, что надо признаться в любви к подруге, чтобы начать с ней долгий и счастливый роман, Веронези утверждает, что в любви надо признаться, потому что оба потенциальных исхода для мужчины хороши. Подруга ответила взаимностью? Чудесно – вперед, к постельной сцене. Подруга разбила тебе сердце и сбежала на родину? Тоже неплохо, потому что теперь ты открыт для нормального романа, а дружба с женщиной и так была сплошным расстройством. То у нее такие проблемы, то сякие, и тебе вечно приходилось их улаживать. А она даже не понимала, что если играет «Интер», то ты просто обязан остаться дома и посмотреть матч. А не плестись с ней на собирушку, где ты никого не знаешь и где ты весь вечер будешь смотреть, как она целуется с новым хахалем. Друг-мужчина тебя бы в такой ситуации понял. А женщина? Куда ей…
Более циничный и реалистичный тон постановки выделяет «Подружку» на жанровом фоне, но, к сожалению, не компенсирует недостатков ленты. Прежде всего, основной сюжет картины настолько краток, что его вполне можно было изложить в короткометражке: «Обрисовали ситуацию, кульминационная сцена признания, обрисовали последствия. Конец». Это не история развития отношений вроде той же «Дружбы» и не история многолетних занимательных пикировок вроде «Когда Гарри встретил Салли…» (потому что итальянским героям сказать друг другу особенно нечего). А так как Веронези все же хотел снять полнометражное кино, его сценарий на три четверти состоит из комичных сцен, не имеющих почти никакого отношения к основному действию. Вроде продолжительного эпизода, в котором Франческо задерживают за езду подшофе. Или еще более длинного фрагмента, в котором герой пытается пройти через металлоискатель в аэропорту (полиция никак не может поверить, что у него пластина в колене).
Это можно было бы простить, если бы эти сцены были уморительными. Однако большая часть юмора фильма строится на том, что северянин Франческо плохо понимает южный выговор. Русский перевод этого не передает, и эпизоды, смешащие итальянцев, в России смотрятся с недоумением. «Физические» гэги от трудностей перевода не страдают, но их не так много, и они не настолько удачны, чтобы мы могли назвать «Подружку» полноценной комедией. Кроме того, сценарий еще и сумбурен. Занятые же в фильме актеры не настолько привлекательны и ярки, чтобы ленту хотелось смотреть ради них одних. Единственное возможное исключение – супермодель Летиция Каста, но фотокамера любит ее куда сильнее, чем кинокамера. А когда видишь ее в эпилоге, так и хочется крикнуть: «Эй, итальянцы, почему вы позволили женщине появиться в кадре с такой прической и с таким гримом? Куда смотрит полиция стиля?!»