В международный прокат вышел хоррор «Не говори никому» — американский ремейк одноимённого датского фильма 2022 года про пассивную агрессию. И пока новая работа режиссера Джеймса Уоткинса («Райское озеро») с Джеймсом МакЭвоем и Маккензи Дэвис в главных ролях захватывает кассы западных кинотеатров, мы вспоминаем другие, не менее приметные попытки Голливуда переосмыслить европейские хорроры: от «Впусти меня» до «Плетёного человека».
Шведская экранизация вампирского романа «Впусти меня» — один из лучших образцов хоррора XXI века, который в свое время удостоился сравнения с классикой жанра «Носферату — симфония ужаса» Вильгельма Мурнау и «Носферату — призрак ночи» Вернера Херцога. Вопреки культовому статусу, фильм о необычной дружбе девочки-кровопийцы (Лина Леандерссон) и шведского подростка (Коре Хедебрант) снят в подчеркнуто «не зрительской» европейской манере — это немногословное, весьма скупое на эмоции кино, страдающее от отсутствия изобретательной операторской работы и запоминающегося музыкального сопровождения. Американский ремейк «Впусти меня» от постановщика нового «Бэтмена» Мэтта Ривза, напротив, идеально настроен на восприятие масс. В голливудской версии эмоций больше, а неловких пауз меньше. Хлоя Грейс-Морец и Коди Смит-Макфи составили достойную конкуренцию менее опытным шведским актерам. Сюжеты обеих картин идентичны и не дают простора для фантазии, что неудивительно, ведь сценарий «Впусти меня» писал автор оригинальной книги Джон Линдквист.
Триллер «Я вижу, я вижу» — или, как его адаптировали в американском прокате, «Спокойной ночи, мамочка» — от режиссеров Вероники Франц и Северина Фиалы в свое время был выдвинут Австрией на соискание премии «Оскар», но заветной награды так и не добился. Впрочем, этого оказалось достаточно для того, чтобы привлечь внимание голливудских продюсеров, которым сразу захотелось снять собственную версию. В центре сюжета фильма натянутые взаимоотношения матери (Сюзанна Вуэст) и двух ее сыновей-близнецов (Элиас и Лукас Шварц). Ситуация обостряется после того, как женщина делает сложную пластическую операцию на лице. Оригинальный хоррор творческого тандема Франц и Фиалы филигранно играет на нервах зрителя, деконструируя образ на первый взгляд абсолютно благополучной семьи. Финальный «шьямалановский» твист в конце не просто шокирует, но и помогает осознать двойственность событий, происходящих на протяжении всего фильма. Голливудская версия от постановщика Мэтта Собеля с «любимицей ремейков» Наоми Уоттс слепо следует фабуле австрийского предшественника, забывая добавить в него и нервозность, и психологизм — отчего вся прелесть «Спокойной ночи, мамочка» банально теряется. И, несмотря на то что американская версия получилась более живой и динамичной, ей определенно не хватает глубины, за которую в свое время все так сильно полюбили оригинал.
Испанский мокьюментари-хоррор «Репортаж» наряду с «Впусти меня» и «Спокойной ночи, мамочка» стал своего рода национальным достоянием страны. При скромном бюджете в 1,5 млн евро фильму удалось собрать более 30 млн долларов в международном прокате. «Репортаж» — редкий испанский фильм, у которого есть целых три сиквела разной степени паршивости. Действие картины разворачивается вокруг амбициозной репортерши Анхелы Видаль (Мануэла Веласко), которая оказывается в эпицентре зомби-вируса. Секрет популярности «Репортажа» заключается в том, что он вышел в удивительно правильное время — в начале нулевых годов, на самом пике жанра «найденной пленки» («Монстро», «Паранормальное явление»). Покадровый американский ремейк испанского хоррора «Карантин», который отличается от оригинала разве что локацией и названием, достойно принимает эстафету, но ничего фундаментально нового концепту не дает. Разве что режиссер «Карантина» Джон Э. Даудл уделяет особое внимание происхождению вируса, в то время как испанский оригинал больше концентрировался на общественной панике.
Одним из самых любопытных примеров голливудской адаптации европейского фильма ужасов, без сомнения, является «Плетёный человек». Оригинальная британская версия 1973 года — хрестоматийный пример хоррора, который по большому счету хоррором назвать сложно. Это возвышенное, невероятно красивое кино с кельтскими мотивами и фолк-музыкой, незатейливо критикующее христианскую традицию. Главный герой — полицейский сержант Гови (Эдвард Вудворд) — прибывает на отдаленный остров Саммерайленд, чтобы расследовать дело о пропаже девочки-подростка, но в итоге сам попадает в смертельную ловушку. Американский ремейк, вышедший в 2006 году, был безжалостно растоптан критиками (пять номинаций на «Золотую малину» идеальное тому подтверждение), однако со временем был переосмыслен и получил некоторое снисхождение и даже принятие аудитории. Дело в том, что режиссер нового «Плетёного человека» Нил Лабут действительно снял ремейк, а не покадровую кальку оригинала. Его фолк-хоррор, чуть более мейнстримовый, отходит от высоких материй и противопоставляет мужское и женское, цепляясь за эмпатию зрителя с помощью неотразимого Николаса Кейджа. И в какой-то момент это ему даже удается.
Вышедший в 1997 году экспериментальный хоррор «Забавные игры» австрийского режиссера Михаэля Ханеке вызвал огромную волну противоречий в обществе того времени. Впоследствии бескомпромиссное в своей жестокости кино смогло войти в список лучших фильмов ужасов XX века и даже сформировать новое поколение хоррормейкеров. «Забавные игры», например, очень повлияли на творчество Джордана Пила («Прочь», «Мы»). Действие фильма разворачивается вокруг зажиточной семьи (Сюзанна Лотар, Ульрих Мюэ, Стефан Клапчински), которая приезжает в загородный дом, где к ним под видом гостей приходят двое молодых мужчин (Арно Фиш и Франк Гиринг), замышляющих недоброе. Спустя ровно 10 лет Ханеке приехал в Голливуд и снял авторемейк фильма — с новыми локациями и актерами (Наоми Уоттс, Брэйди Корбет, Майкл Питт, Тим Рот). Несмотря на глобальный социальный контекст, новые «Забавные игры» Ханеке не получили вообще никакого признания и в целом как-то очень быстро забылись. Возможно, с годами это изменится.
Голливудский завсегдатай Лука Гуаданьино позарился на святое и переснял культовую «Суспирию» мастера итальянского джалло Дарио Ардженто. Как это часто бывает, американский ремейк вызвал немало споров, однако назвать новую «Суспирию» провалом не поднимается рука. Это тонкое, чувственное кино, которое заимствует у оригинала ровно столько, сколько нужно. Главная героиня «Суспирии» — молодая американка (Джессика Харпер), которая приезжает в Берлин, чтобы учиться в закрытой балетной школе, где происходит всякая чертовщина. В той или иной степени обе «Суспирии» работают на вовлечение зрителя: Ардженто предлагает кричащую цветокоррекцию и жуткий саунддизайн, Гуаданьино делает ставки на телесность и спецэффекты. Американская «Суспирия» также радует невероятным актерским составом в лице Дакоты Джонсон, Мии Гот, Хлои Грейс-Морец и Тильды Суинтон, которая сыграла аж три роли. Многим это показалось лишним, но Гуаданьино в том числе более подробно раскрывает сюжет, что делает «Суспирию» доступнее для широкой аудитории.
На её месте, конечно же, должна быть Дакота Джонсон...