Награжденные на Венецианском фестивале за операторскую работу, «Овсянки» оказались тем редким кино, где о России, любви и смерти рассказывается без стереотипов.
Награжденные на Венецианском фестивале за операторскую работу, «Овсянки» оказались тем редким кино, где о России, любви и смерти рассказывается без стереотипов.
Россия — гигантское мифологическое пространство, страна-миф. Вроде бы, все об этом знают, а передать на экране могут единицы. Алексей Федорченко — один из них. Может, потому, что в почерке этого режиссера-провинциала сочетаются страсть к ироническим мистификациям и поэтическое видение, а может, потому, что партнеры для такого проекта, как «Овсянки», подобрались идеальные: остроумный сценарист, казанский фольклорист и лауреат премии «Дебют» Денис Осокин, а также вдумчивый оператор-самородок Михаил Кричман.
Ксения Рождественская о фильме «Овсянки»
Камерная элегия выдержана в жанре и интонации наивного стихотворения (такие вирши в фильме пишет один из героев, поэт, сыгранный Виктором Сухоруковым). Реквием по малому народу мерян, растворившемуся в бескрайних приволжских просторах, звучит особенно пронзительно оттого, что все ритуалы этого этноса придуманы авторами картины. Меланхолия, разлитая в воздухе, нарастает по мере развития действия — неторопливого путешествия директора бумажно- целлюлозного комбината к берегу большой реки, где он устроит погребальный костер для своей жены Тани. Рассказчик и спутник вдовца, фотограф Аист, взял с собой двух птичек-овсянок: они пропоют героям картины свою прощальную песню. На этой щемяще-неуклюжей ноте фильм и завершится.
Антон Долин о фильме «Овсянки»