Плохое шоу при неверных оценках погибает очень быстро, добротное может протянуть достаточно долго, но даже признанные телехиты часто страдают от того, что второстепенные герои в них интереснее и перспективнее ведущих персонажей
Сет МакФарлейн изначально не рассчитывал на то, что главные герои его анимационного шоу «Гриффины» будут симпатичными и привлекательными для зрителей, ему хотелось быть максимально неполиткорректным, нетолерантным, циничным и саркастичным, а потому в авангард истории был поставлен Питер Гриффин, отец семейства, который обладает столь скверным характером, что любить его просто не за что. Однако такое давление автора вызвало серьезный перегиб – Питер в какой-то момент стал не смешон, а противен, он выродился в инфантила, чье поведение оскорбительно даже по меркам такого сериала, как «Гриффины». Увы, сериал стал просто неинтересен. Попытки выбраться из болота путем смены ведущего героя в «Гриффинах» предпринимались, был даже радикальный случай спин-оффа о семейке Браунов, но все эти поползновения в итоге пресекались в пользу новых мерзких выходок Питера Гриффина. Кто бы мог его заменить на переднем плане? Да любой из членов его семьи, включая пса Брайана. Или даже мэр Адам Уэст – с ним происходило достаточно любопытных событий, чтобы постепенно сместить фокус сериала на госслужащего с «протекшей крышей».
Ситком «Малкольм в центре внимания» даже после десятка лет после своего закрытия остается одной из самых популярных телекомедий не только в Америке, но и за ее пределами. Вот только в связи с заглавным персонажем об этом шоу вспоминают меньше всего, куда лучше зрителям запомнились другие герои сериала. И это неудивительно – Малкольм и в самом начале был не самым заметным героем, его роль заключалась, собственно, в саркастических замечаниях в адрес других членов семьи, а то и просто в неодобрительном взгляде. Через пару лет все и вовсе пошло прахом, Фрэнки Мюниз вырос и из мальчика-гения превратился в хнычущего подростка, которому так и хочется двинуть. И в какой-то момент Малкольм стал тормозом для других героев: для скрытого гения Дьюи, для окунувшего в военную службу Фрэнсиса и, конечно, для Хэла, отца-подкаблучника, переживающего кризис среднего возраста, роль которого исполнил не ставший еще в то время столь популярным Брайан Крэнстон. Была возможность поменять акценты, но самый скучный из персонажей остался в центре внимания и шоу «потопил».
Из череды шоу этого списка «Декстера» выделяет одна важная особенность – начинался он очень и очень неплохо. Первые три-четыре сезона за криминалистом-маньяком было крайне интересно наблюдать, шоу было увлекательным, а герой Майкла С. Холла – очень убедительным. Несмотря на мелкие недочеты, сериал был на высоте. Но проблема развития «Декстера» крылась в исходных данных задачи – главный герой истории не чувствует эмоций, а значит, развиваться ему некуда, как бы авторам ни хотелось снимать сезон за сезоном. А стоило им придать Декстеру Моргану немного «нормальности», как сериал «посыпался», герой потерял всю свою привлекательность и загадочность, а сюжет стал куда более бредовым. А вот кто был в силах спасти шоу, так это сестра Декстера Дэб, героиня Дженнифер Карпентер. Этот персонаж остался не раскрыт до конца, хотя попытка смешать личное и рабочее предпринимались. Неверно было откладывать столкновение брата и сестры на финал, со сменой фокуса на Дэб можно было заново раскрутить шоу, а не прятаться за бородой дровосека.
Возвращаясь к первому сезону сериала «Герои», остается только сокрушаться о том, как такое блестящее шоу смогло скатиться до невменяемого состояния последних, практически несмотрибельных сезонов. Можно винить в этом ставшую притчей во языцех забастовку голливудских сценаристов, можно искать причины в трусости авторов, не решившихся каждый новый сезон начинать с новыми персонажами, как задумывалось изначально, можно горевать о нереализованных идеях, факт остается фактом – «Герои» «сдулись» катастрофически быстро. В какой-то степени системообразующей стала ошибкой в выборе Питера Петрелли, героя Мило Вентимильи, ведущим персонажем шоу. Суперспособность принимать суперспособности других – это «низкий сорт, нечистая работа», как говаривал классик. Да и упор на «избранного» означал, что остальным будет уделяться меньше времени, а ведь разнообразие было главной фишкой шоу. Кем стоило заменить Петрелли? А никем. «Героям» лучше всего подходила изначальная формула: все на равных, будь ты путешественник во времени, бессмертная чирлидерша или безумный часовщик.
А вот поднимите руки те, кто продолжает смотреть «Теорию большого взрыва». Раз, два… Видим третью руку… Все? Негусто. А почему так, ведь начиналось-то все очень неплохо? Ответ очевиден – сериал уже добрые пять-шесть лет топчется на одном месте, причем место это не самое презентабельное. После всех совместных злоключений, после передряг, свадеб, родов и длительных командировок Шелдон и компания все те же: Купер такой же невыносимый капризный ребенок, Пенни все та же одномерная блондинка, Радж все так же ноет, а Говард из-под маминой юбки переполз под юбку к Бернадет. На что тут смотреть-то? А мы подскажем. На Стюарта! Вот кто давно достоин перетянуть одеяло «Теории» на себя, и он уже однажды стал полноправным хозяином ситуации, когда Воловиц отправился на МКС. И в грязь лицом не ударили ни персонаж, ни актер. Стюарт – единственный на сегодня герой «Теории», который находится в развитии, его борьба за существование не прекращается, он сохраняет в сериале остатки юмора и гиковости, того, за что мы любили «ТБВ» девять лет назад. Даже его магазин комиксов – последний мужской оплот в этом ситкоме, к которому женщин раньше на пушечный выстрел не подпускали. Если и спасать сериал, то силами Стюарта!
Несмотря на то что в сериале «Ходячие мертвецы» авторы декларируют отсутствие неприкосновенности для любого из персонажей, мы отлично понимаем, что есть в этом шоу «неприкасаемые», и прежде всего это, конечно, Рик Граймс, бывший помощник шерифа, который на протяжении нескольких сезонов сериала пытается нащупать тонкую грань между остатками человечности и безоговорочной защитой своих друзей и близких. Этим метанием между двумя крайностями – убивать и защищать – Рик уже откровенно надоел, с этим персонажем все было понятно еще во втором сезоне, никакого развития или изменения от него ждать уже не стоит. Другое дело – Дэрил Диксон. Герой Нормана Ридуса не зря стал любимчиком фанатов шоу – этот герой из отморозка и швали вырос во второго человека в команде, защитника слабых и верного помощника близким. Его история должна была стать стержнем сериала, особенно с учетом того, насколько далеко дистанцировался телепроект от исходного комикса. Кстати, Диксон – еще и лидер куда лучший, чем Граймс, у последнего авантюры постоянно завершаются кровавыми побоищами, а Дэрил как-то умудряется обходиться минимумом жертв.
Основная проблема Оливера Куинна, главного героя супергероического сериала «Стрела», кроется в том, что зрители оказались отделены от процесса, который выковал этого борца с преступностью. Оливер «восстал из мертвых» после пяти лет отсутствия и вернулся в родной город удальцом-молодцом с луком, стрелами и зеленым капюшоном, но о том, как из избалованного мальчишки из богатой семьи получился титан сопротивления криминалу, мы узнаем из коротких и не слишком убедительных флешбэков. Да, Куинн изменился за пять лет пребывания на острове, а вот в Старлинг-сити за пять лет он не изменился ни на йоту. И это удручает, главный герой здесь похож на овощерезку, стоящую на кухне, – ее включают по необходимости, но в остальном она просто занимает место на столе. Сердитый и задумчивый Оливер 35 минут серии сидит в своем офисе, а потом на пять минут выбегает раздать люлей – чтоб я так жил! Куда интереснее на этом фоне Арсенал или даже Черная Канарейка – это обычные люди, которые на наших глазах меняют свое отношение к окружающему миру, обрастают навыками и принимают определенную линию поведения. Они – настоящие герои, настоящие характеры и образы.
Прелесть сериала «Оранжевый – хит сезона» не только в том, что он переполнен женскими образами, но и в глубине каждого персонажа, про каждую из героинь можно было бы снять отдельный если не сериал, то сезон. Но возвышается над всем этим фактурным богатством безликая серая мышь Пайпер Чепман, весь смысл существования которой в «Оранжевом» сводится к тому, чтобы вводить в сюжет все новых и новых «сиделиц» с судьбами, делами и поступками, в разы более интересными, чем у главной героини. Пайпер же сплошной штамп: недалекая девчонка из богатой семьи, погнавшаяся за приключениями и угодившая за решетку, – глупее клише только у блондинки из «Двух девиц на мели», выброшенной на обочину светской жизни после разорения отца. На что тут смотреть столько лет – решительно непонятно, часто возникает впечатление, что авторы с неохотой возвращаются к своей ведущей героине, чтобы перевести дыхание, дождаться вдохновения и ввести в сюжет новую зажигательную заключенную. Но это не оправдывает существование Чепман, от нее можно и давно нужно было избавиться.
Телевизионный неонуар «Готэм» – пожалуй, наиболее гибкий сериал в этом списке, за три сезона он успел сделать несколько весьма неожиданных сюжетных зигзагов, предоставив возможность выйти под софиты интереснейшим персонажам. И все же в первую очередь «Готэм» – история Джеймса Гордона, Брюса Уэйна и Освальда Кобблпота. Это, в сущности, очень неплохо, переключаясь между тремя столь не похожими друг на друга образами, сериал поддерживает рваный ритм, успевает охватить десятки сюжетных линий и демонстрирует неуемную энергию. Но есть одно «но». Даже делая скидку на то, что сериал посвящен не Бэтмену, а совсем другим героям, хочется порой увидеть в «Готэме» что-то дьявольское, что-то такое, что не поддается разумному логичному объяснению, что представляет собой чистый первозданный хаос. И у «Готэма» есть свой «джокер» (пока в кавычках и с маленькой буквы). Джером Валеска вполне способен превратить сериал в телевизионного «Темного рыцаря» или в «Отряд самоубийц», дьявольщинки в глазах Кэмерона Монахэна хватит на то, чтобы раздуть большой пожар. Другое дело, что создатели шоу могут не решиться на подобный смелый шаг – вывести на первый план будущего Джокера. А это было бы крайне любопытно увидеть, персонаж-то уникальный!
В «стаде» комикс-экранизаций Marvel появилась своя «паршивая овца», слишком многие отметили недостаточно высокий уровень сериала «Железный кулак», чтобы считать это банальной вкусовщиной и пресыщенностью. И даже те, кто принял шоу благосклонно, вежливо и обтекаемо отметили откровенную драматическую слабость ведущего персонажа. Нам, во-первых, толком не показали, что же за школу такую прошел Дэнни Рэнд, чем заслужил звание Железного кулака, а подобному просвещению уделено, между прочим, две трети схожего по смыслу «Доктора Стрэнджа». Да и саму «железность» Рэнд продемонстрировал всего-то пару-тройку раз, маловато для столь значимого шоу. Создается впечатление, что Дэнни – никакой не супергерой, а хипстер, подсевший на йогу и фэн-шуй. А вот кто в сериале действительно крут и интересен, так это Коллин Винг – она и дерется получше, и личный внутренний конфликт у нее объемнее и выпуклее. В конце концов она просто красивая женщина, а не помятый чувак с клочковатой бородой и нелепыми кудрями. Но увы, название обязывает Коллин оставаться в тени Рэнда.