80-е стали подлинной эпохой боевиков и экшен-фильмов – американская вьетнамская рана затянулась, мир дышал полной грудью, избегая крупных ожесточенных конфликтов, и даже две сверхдержавы начали путь сближения, потому в кино стало позволительно выплескивать накопившуюся агрессию
Каждое десятилетие в истории кино имеет свои особенные, неотразимые, понятные черты: 20-е стали временем формирования жанров, а 60-е – их переосмыслением. В 50-е расцвела фантастика, а в 2010-е – супергероика, по драмам 70-х можно учиться жизни, а 90-е порадовали своей легкостью и жизнелюбием. 80-е же стали подлинной эпохой боевиков и экшен-фильмов – американская вьетнамская рана затянулась, мир дышал полной грудью, избегая крупных ожесточенных конфликтов, и даже две сверхдержавы начали путь сближения, потому в кино стало позволительно выплескивать накопившуюся агрессию. Те годы подарили нам множество ярких актеров, культовыми персонажами пополнился пантеон Настоящих Киногероев, поэтому выделить из доброй сотни, а то и двух, замечательных экшен-картин того периода десяток или полтора – задача не из легких. Но мы взялись – и вот к каким результатам пришли…
В ряду звезд боевиков 80-х Жан-Клод Ван Дамм стоит особняком – парень с выразительным именем европейского аристократа, владеющий искусством восточных единоборств и обладающий фактурной внешностью, смотрелся весьма необычно в картинах, где зритель привык видеть азиатских актеров. Поэтому в данном списке никак нельзя обойтись без «Кровавого спорта», ленты, которая по большому счету и познакомила мир с боевитым бельгийцем. О сюжете картины смешно даже говорить – фактически фильм показывает турнирный путь американского военного Фрэнка Дюкса, заявившегося на подпольный турнир по кумитэ, без особенных претензий на драму или развитие характеров, но за это лента и любима. Здесь нет ничего лишнего, только пот, кровь и песок.
Говорить о 80-х без упоминания Арнольда Шварценеггера невозможно, и, по-хорошему, фильмам с его участием легко можно было бы отдать десять мест из пятнадцати, но мы решили дать шанс и другим актерам, а участие Железного Арни свести к минимуму. Тройку его наиболее значимых для эпохи картин откроет «Коммандо» – образцово-показательный боевик, смысл сюжета которого сводится к формуле, которую много позже выразил герой Лиама Нисона в «Заложнице»: «Где бы ты ни был, я приду и убью тебя». В картине злодеи похищают дочь героя Арнольда Шварценеггера, и это становится их роковой ошибкой, потому что полковника Мэтрикса ничто не остановит на пути к цели. Возможно, сегодня «Коммандо» выглядит наивно и легкомысленно, но тогда зрители отлично «выпустили пар» за просмотром истории солдата, громящего целую армию в отдельно взятой латиноамериканской стране.
Из звезд 80-х, пожалуй, лишь Том Круз сохраняет силу и свежесть по сей день, продолжая выполнять в кино самые невыполнимые миссии, поэтому стоит отметить важную веху в его карьере – ленту Тони Скотта «Лучший стрелок». Снятый большим режиссером, этот фильм далеко не просто боевик или экшен, но помним-то мы его не за драматичные конфликты или романтическую линию, а за песню Take My Breath Away и феноменально поставленные сцены воздушных боестолкновений, которые и сегодня смотрятся умопомрачительно. Красота парней в форме и Келли МакГиллис в легком платье не сравнится с безупречной геометрией стальных птиц и опасностью, угрожающей пилотам в каждом полете. Так что экшен здесь в приоритете, посмотрим, получится ли запланированному на 2019 год продолжению хотя бы приблизиться к великому оригиналу.
Комедийный талант Эдди Мерфи, активно демонстрируемый им именно в 80-х, – тема отдельного разговора. Мы же отметим тот факт, что Мерфи является одним из немногих актеров-комиков, которым удавалось ярко выразить себя в жанрах, отличных от комедии. С «Полицейским из Беверли-Хиллз» актеру по-настоящему повезло – звезды, что называется, сошлись, и в одном проекте сплелись блестящий сценарий (номинация на «Оскар»), запоминающаяся музыка (кто же не помнит знаменитую «Банановую тему»?), отменный юмор, красоты пригорода Лос-Анджелеса и, разумеется, экшен. Погонь, перестрелок и взрывов в картине хватит на добрый десяток боевиков попроще, но ругать создателей ленты не поднимется рука – мы все еще надеемся, что когда-нибудь Аксель Фоули вернется к работе, и это будет не хуже, чем в 80-х.
Мы отлично знали свое будущее из фильмов Джона Карпентера: из тумана придет зло, в Антарктиде откопают нечто зловещее, машины оживут, а «проснувшиеся» обнаружат, что Земля порабощена инопланетянами. Наиболее жестоким изменениям в будущем Карпентера подвергнутся крупные города США, Манхэттен, например, превратится в гигантскую тюрьму, выбраться из которой будет непросто даже людям с благими намерениями. Герой фантастического триллера «Побег из Нью-Йорка» Змей Плискин пытается вывести за периметр тюремной зоны захваченного террористами президента, и это то еще приключение. Экшен картины зашкаливает, поэтому фильм заслуженно получает место в нашем списке, несмотря на свою фантастическую завязку.
При всех разительных отличиях азиатского кино от того, к чему привыкли западные или советские зрители 1980-х, его присутствие в массовом сознании не ограничивалось одними только картинами Жан-Клода Ван Дамма. Куда более известны были ленты Джеки Чана, отчаянно смелого, практически сумасшедшего мастера удивительных трюков, который превратил фильмы со своим участием в незабываемый аттракцион. С начала 1980-х гонконгский актер снимался много и по-настоящему безрассудно – неудивительно, что именно на это время приходятся лучшие его работы. Достаточно посмотреть хотя бы «Полицейскую историю», число драк, прыжков, падений и кульбитов превышает голливудские стандарты в разы. Не всем такое трюкачество по нраву, но отрицать влияние Чана на жанр невозможно – он один из самых главных звезд экшена своего времени.
Если уж мы отметили значение для истории жанрового кино Арнольда Шварценеггера и Джеки Чана, то нельзя обделить вниманием и Сильвестра Сталлоне. 80-е годы – это расцвет двух его главных персонажей, Рокки Бальбоа и Джона Рэмбо, правда, первый выступает несколько в иной категории, чем чистый экшен, а вот второй для поклонников боевиков стал поистине культовым. Лента Теда Котчеффа «Первая кровь» – не экшен в чистом виде, в фильме сильна драматическая и антивоенная составляющая, а погибает в нем всего один противник угрюмого ветерана Вьетнама. Тем не менее «Рэмбо» приковывает внимание зрителя не хуже головокружительных аттракционов с драками и перестрелками вроде «Кобры» того же Сталлоне. Ну и не будем забывать о том влиянии, которое обрел Джон Рэмбо в индустрии – зрители по сей день ждут его новых появлений на экране. Вот она, настоящая слава.
Сильные дуэты главных героев в кино не такая уж большая редкость, однако продержаться на вершине славы 11 лет, рассказав за это время четыре увлекательные истории, могут только полицейские офицеры Мартин Риггс и Роджер Мерта из киносериала «Смертельное оружие». Нестандартный детектив и в своей дебютной части заслуживал похвалы, но в сиквеле лента Ричарда Доннера вышла на какой-то космический уровень с умопомрачительным драйвом, необыкновенной химией Мэла Гибсона и Дэнни Гловера и невероятным обаянием юмора Джо Пеши. Если какой-то фильм и ставить в пример полицейским боевикам современности, то именно «Смертельное оружие 2» – его герои уже слишком стары для всего этого дерьма, но все еще могут надрать зад любому конкуренту.
80-е – век бурного технического прогресса, и совсем не удивительно, что в кинотеатрах стали отражаться страхи обывателя перед все более распространенными и умными механизмами. Об одном из роботов мы еще поговорим выше, а сейчас отметим персонаж, который во многом опередил свое время: Алекс Мерфи из «Робокопа» оказался слишком хорош для 80-х, настолько хорош, что его уровень оказался недостижим ни для сиквелов, ни для ремейка. «Робокоп» Пола Верховена – не только фантастический триллер, боевик и экшен-картина, тонкий голландский постановщик вложил в свой фильм множество смыслов, это и сделало «Робокопа» столь успешным и популярным, здесь нашлось место и романтике, и человеколюбию, и поискам корней жестокости. Хотя, конечно, без пистолета, непробиваемого шлема и мощных стальных кулаков робот-полицейский был бы менее убедителен. Благо, в «Робокопе» экшена предостаточно.
Готовы поспорить, что многие зрители не очень хорошо представляют себе, что у культового «Безумного Макса» есть первая часть, в которой мы узнаем страшные обстоятельства, сделавшие патрульного офицера Макса Рокотански безумным. Все потому, что сиквел ленты получился столь самобытным, столь драйвовым и столь неудержимо эффектным, что обо всем остальном можно забыть. В «Воине дороги» важна только Дорога, которая все расставит по своим местам, невзирая на предыдущие заслуги или падения. Невероятная гонка Макса через пустыню является единым сгустком энергии, затягивающим зрителя внутрь и не дающим возможности высвободиться до самых финальных титров. Это экшен такого уровня, что повторить достижение смог только сам Джордж Миллер, но лишь 37 лет спустя в ремейке.
Легенда гласит, что сюжет фантастического боевика «Хищник» родился из шутки о том, что Рокки Бальбоа победил всех противников на Земле и ему осталось представлять силы нашей планеты в сражении с инопланетными пришельцами. Так ли это на самом деле, сегодня установить сложно, но право на жизнь такой концепт имеет, особенно под диаметрально противоположным взглядом: Земля становится «рингом» для лучших бойцов с другой планеты, ведущих охоту на людей ради развлечения. Для Арнольда Шварценеггера «Хищник» стал одной из главных вех в карьере. Как минимум образ мускулистого солдата с автоматом наперевес и маскировочным гримом на лице знаком любому поклоннику кино. А уж противники, подобные хищной твари из космоса, и вовсе появляются на экранах раз в двадцать лет – ничего страшнее Хищника после уже не придумывали. Сразиться с таким – экшен высшей пробы!
Выше Хищника из космических монстров можно поставить только придуманных Ридли Скоттом ксеноморфов, идеальных машин для убийства, орудующих в далеком космосе. Но и то лишь потому, что появились они чуть раньше – в 1979-м. Однако мы поведем речь о продолжении истории таинственных яиц, найденных на далекой планете, – фантастическом боевике «Чужие» Джеймса Кэмерона. Ведь это тот нечастый случай, когда сиквел не просто удался, а существенно расширил вселенную своих героев. Если «Чужой» – это хоррор, действие которого разворачивается в замкнутом пространстве, то «Чужие» – экшен с элементами фильма ужасов, расширивший число героев и выведший уровень технического исполнения боевых сцен на космический уровень. Фильм до сих пор, даже через 30 лет после премьеры, смотрится на одном дыхании и поражает сюжетными и режиссерскими находками. Страшно, но очень круто, хочется смотреть снова и снова.
С момента выхода на экраны первой картины о похождениях Индианы Джонса археология никогда уже не будет прежней. Из скучной науки об обломках костей и следах древних жилищ она превратилась в бесконечный источник приключений и захватывающих путешествий. Конечно, это преображение всего лишь иллюзия, но, глядя на молодого Харрисона Форда в шляпе и с кнутом, лихо разделывающегося с нацистами под музыку Джона Уильямса, хочется верить в то, что и профессора могут быть секс-символами и бесстрашными героями. «Искатели утраченного ковчега» – это чистый, концентрированный, незамутненный экшен, уносящий зрителя в удивительный мир с первой сцены и не отпускающий до самого финала. Кино, захватывающее дух, – это можно сказать о любой из картин об Индиане Джонсе, но первая встреча с ним всегда будет лучшей.
Мы уже приводили в данном списке примеры картин о незавидном будущем планеты, о том, какую опасность могут представлять роботы и чем могут быть чреваты эксперименты с компьютерами, но это были разрозненные, хотя и яркие, истории. «Терминатор» Джеймса Кэмерона хорош тем, что компонует все главные опасения человека перед опасностями завтрашнего дня под одной вывеской. Нечто неуязвимое, страшное, холодное придет из ниоткуда, посмотрит на тебя холодным взглядом красного сканера и приговорит к смерти. Разве от этого не стынет кровь в жилах и по телу не бегут мурашки? Но одного ужаса перед грядущим Кэмерону было недостаточно, и он украсил «Терминатора» эффектными экшен-схватками, в которых на одной стороне люди, а на другой – бездушная машина-убийца. Вы за кого?
Разумеется, первенство в столь субъективном киносмотре может быть только условным – поэтому ваше несогласие с расстановкой в первой тройке только приветствуется. Мы же взяли на себя смелость поставить на первую строчку вечер выходного дня одного обычного полицейского, приехавшего на работу к жене, чтобы наладить пошатнувшиеся отношения. Но вместо разговора по душам с супругой он натыкается на банду террористов, захвативших целое здание в центре Лос-Анджелеса. Возможно, Джон МакКлейн не выстоял бы в схватке один на один с Терминатором и не смог бы уйти от преследования индейцев, как Индиана Джонс, но на фоне конкурентов «Крепкий орешек» выглядит наиболее целостно, реалистично и душевно. Нам подарили героя, за которого хочется переживать, и, вероятно, именно нашими стараниями Джону удается разобраться со злодеями. «Крепкий орешек» – экшен, который поражает в самое сердце.