Каждое поколение должно иметь свое кино о веселых бестолковых пьяницах, попадающих в нелепые ситуации, и «Корпоратив» скорее отражает падение нравов общества, чем деградацию кино
Скромный провинциальный филиал фирмы по продаже мебели отмечает свое шестилетие. У директора на этот вечер запланирован сабантуй в другом месте, поэтому вся ответственность за организацию, проведение и последствия корпоратива ложится на скромного заместителя Игоря. Прошедший в дружеской обстановке, разбавленный небольшим количеством спиртного вечер, кажется, ничем не должен был выделяться из череды будней, но наутро коллектив обнаруживает в салоне разгром. Чтобы выяснить, кто виноват в разрушениях и при каких обстоятельствах все произошло, работники по очереди рассказывают, что они делали после того, как покинули коллектив. Однако разгадка тайны корпоратива оказывается совсем не так проста.
Едва ли еще хоть одна кинокомпания в России может похвастать столь пристальным вниманием к своей работе. И пусть фильмы Enjoy Movies принято хором упоительно ругать, без них современный российский кинотеатр уже сложно представить, тем более что компания стабильно выдает в прокат фильм за фильмом. И всегда находит благодарного зрителя. У «Мам», «Что творят мужчины», «Дублера» за плечами тысячи сеансов, десятки и сотни миллионов рублей сборов и бесконечные споры о том, стоит ли называть это словом «кино» или это такая изощренная форма издевательства над зрителем. Мы склонны считать, что картины Enjoy Movies, при всех претензиях к ним, являются объективным продуктом стыка интересов массового непритязательного зрителя, пришедшего в кино отдыхать, и энтузиастов, умеющих красиво преподнести незамысловатое, но временами очень смешное кино.
«Корпоратив» с этой точки зрения – кино, близкое к идеальному. Формат фильма – рассказ шести участников попойки о том, как они продолжили вечер после того, как расстались, – позволяет охватить огромный горизонт образов и событий. Авторы этим пользуются с максимальным размахом: хипстер и гламурная чика, продавщица-хабалка и редко просыхающий водитель, маменькин сынок и побитый жизнью умник – в их историях зритель если не разглядит самого себя, то вполне может припомнить что-то подобное и из своей бурной молодости.
Другое дело, тот же формат, с нанизывающимися на нитку общей проблемы бусинами-воспоминаниями, требует как минимум равноправия историй, а вот с этим «Корпоратив» справляется хуже. Если сегменты Максима Виторгана и Марины Федункив ставят зал на уши, то новелла Михаила Башкатова заваливается в отталкивающую пошлость, рассказ Мирославы Карпович утомляет своей гиперактивностью, а приключения героя Аристарха Венеса получились излишне затянутыми. Но самое главное – в каждой из историй есть свой юмор, своя специфика, своя сумасшедшинка, и это делает кино привлекательным в общем.
Кстати, о привлекательности. Российское кино, при постоянных на него нападках, время от времени выдает вполне качественный продукт, с которым затем принято сравнивать все новинки проката. Да, «Корпоративу» далеко до «Особенностей национальной охоты» или фильмов «Квартета И», схожих по тематике и заигрываниям с «простым народом». Но всех собак на Enjoy Movies вешать не стоит, изменился и зритель. Кому сейчас будет интересно вплетение в рассказ о попойке кадров русской охоты? Кто обратит внимание на цитаты из других фильмов и намеренные отсылки к массмедиа? Сейчас в кинотеатры идет другой зритель, не расстающийся с мобильником на протяжении всего сеанса, с неизменным «Клинским», ориентирующийся перед кассой по принципу: «чей постер ярче, на тот фильм и пойду». Не с «Корпоратива» это началось и не «Корпоративом» закончится. Да, авторы не особенно пекутся о «воспитании молодого поколения» и не стремятся сатирой исправить мир, но они на это и не замахиваются.
«Корпоратив» – это всего лишь развлекательный сборник узнаваемых историй. В меру глупый, местами гомерически смешной, утративший к концу хватку и откровенно сливший финал, но при этом достаточно симпатичный, чтобы если не разойтись на цитаты, то стать неизменным спутником подобных «торжеств», являясь одновременно и предостережением, и путеводителем для тех, кому за сорок. За сорок градусов.
С 18 сентября в кино.